Аргументы Недели → Общество № 2(394) от 23.01.2014

Министр Мантуров не желает встать на путь исправления

, 16:44

Выдавать нежелаемое за действительное – изумительная способность членов правительства премьера Медведева. Денис Мантуров, министр промышленности и торговли, в совершенстве овладел этим упражнением. Как цирковой клоун, получив пинок от президента страны за странную ситуацию с авиалайнерами туполевской фирмы, он катится в обнимку с главой Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) М. Погосяном по авиастроительным предприятиям. В Ульяновске эта парочка в сборочном цехе авиазавода, «под камеру», на публику, всячески демонстрирует острую заинтересованность что-то поправить на фоне заброшенных фюзеляжей Ту-204. Мантуров даже озвучил рабочий план – дескать, формируется пул заказов на модернизированную версию самолёта.

Бурная деятельность имитаторов

И клоуны превращаются в факиров. Министр заявляет:

– Мы рассчитываем в том числе на государственный консолидированный заказ, в рамках которого будет заказано около 20 машин. Таким образом, Ту-204СМ, а также казанские Ту-214 закроют нишу, которую в будущем займёт самолёт МС-21. Его серийное производство намечено на 2017 год.

А как же заказ на Ту-204СМ от авиакомпаний ВИМ-АВИА и Red Wings? Никак. Четыре с половиной месяца назад на аэрокосмическом салоне МАКС-2013 эти авиаперевозчики с трудом подписали заказ на 20 лайнеров (включая опцион). С трудом, потому что этому всячески противился глава ОАК Погосян. Он, по сути дела, исполнитель-производственник, диктует авиакомпаниям, что брать и на чём летать. Не подпишетесь на Сухой Суперджет 100,вообще ничего не получите. И подписываются! Стоит ли удивляться, когда в эфире радиостанции «Эхо Москвы» вице-премьер Дмитрий Рогозин обречённо сетует:

– Сухой Суперджет, мы, безусловно, доведём до ума, – всё равно уже деваться некуда, сделаем этот самолёт нормальным.

Но если прицепиться к словам вице-премьера, то выходит, что Суперджет пока ещё самолёт ненормальный. А нормальные у нас, конечно, будут, утверждает Рогозин, также поминая проект МС-21:

– У нас с 2015–16 годов пойдёт в серию «Яковлев-242», МС‑21. Это самолёт, который закроет огромный сегмент. Причём мы его делаем с двумя двигателями: один вариант с «Пратт-Уитни», североамериканскими двигателями, в основном для экспортных продаж. А внутри мы делаем хороший, новый 14-тонный двигатель, который для нас будет палочкой-выручалочкой. Уже заканчиваются работы на «Пермских моторах».

Ему творческая связка Мантуров – Погосян, видимо, тоже, как всей стране, заморочила голову. Но пока Як-242, он же МС-21 (Магистральный Самолёт XXI века), существует в виде макетов отдельных элементов лайнера. И его рынок, даже не мировой – речь идёт об отечественных авиакомпаниях – стремительно захватывают западные конкуренты. Относительно свежие, намного реже новенькие боинги и эрбасы встают и занимают его место на воздушных трассах. Выходит, именно сегодня, здесь и сейчас требуется самолёт, способный занять «трон» самого востребованного сегмента на 170–215 пассажиров. Это и есть Ту-204СМ.

На всякий случай накануне подписания номера газеты (а вдруг министр Мантуров и правда стал на путь исправления?) звоню друзьям в Ульяновск. Они работают на «Авиастар-СП», заводе, назначенном ОАК головным по Ту-204СМ.

– Ну что, – спрашиваю, – после визита Мантурова и Погосяна работа кипит?

– Да ты что, кому веришь! Всё, как раньше, никакого движения, мёртвый сезон. К «тушкам» рабочие даже не подходят. Похоже, продолжает действовать негласный запрет Погосяна на работы по гражданской туполевской тематике.

– Это может быть связано с освоением нового для предприятия военно-транспортного Ил‑76МД-90А? Почти сорок тяжёлых машин для Минобороны – заказ огромный, не хотят отвлекать специалистов?

– Глупости. Предприятие способно наладить серийное производство Ту-204СМ без ущерба другим программам. Более того, специально для этого готовили кадры.

Кто бы дал по голове этим стратегам от авиапрома? Или дело вовсе не в шкурно-погосяновском приоритете «ненормального» Суперджета над всеми остальными самолётными программами, а элементарный способ окончательно сдать российский рынок магистральных авиаперевозок американским и европейским авиастроительным корпорациям? Взяли, например, ребятки на себя обязательства, а теперь хочешь не хочешь – выполняй. А то заокеанские партнёры-кураторы так спросят, что мало не покажется. Это в качестве предположения. Но, что ужасно, тогда всё логично выстраивается: рогатки и препоны перед ближне-среднемагистральным Ту-334 и Ан-148, искусственное затягивание работ по Ту-204СМ, муки его сертификации и «посадки» ОАО «Туполев» на финансовые рифы и мели. Типичное вредительство.

Деньги есть!

Единственным аргументом профильного министра и президента ОАК было бы отсутствие средств на туполевские (и ильюшинские тоже) лайнеры. Но как же тогда отнестись к опубликованной 17 января «обновлённой» госпрограмме «Развитие авиапрома на 2013–2015 годы»? На Суперджет (SSJ‑100) до 2020 г. потратят 24 млрд. рублей. Значит, деньги есть. Почему так много? Самолёт уже построен и находится в серийном производстве? Авиационные эксперт, главный редактор отраслевого авиапортала AVIA.RU Network Роман Гусаров поясняет:

– Развитие, модернизация самолёта, даже самого удачного, требуют финансирования. В совершенствование А320 европейский производитель вкладывает по 300 миллионов евро ежегодно. Но это 300 миллионов своих, заработанных на продажах А320, а не госбюджетных. Вот мы и пришли к самому главному. Сделали бы нормальный самолёт, ну и хрен бы с ним, никто бы не стал считать, сколько потратили или украли. А тут ни самолёта, ни денег, и все другие проекты удавили. А это уже не мошенничество, а, как вы говорите, вредительство. Например, – продолжает Гусаров, – российско-украинский Ан-148 был сделан за копейки и не из российского бюджета. Давно успешно летает и денег на доработку не просит. Из 17 построенных Ан-148 – все в эксплуатации. А половина переданных заказчику Суперджетов давят бетон неизвестно где, так как к эксплуатации непригодны. Говорят, 17 января в Шереметьево сломались сразу четыре Суперджета. Опять у «Аэрофлота» летает лишь пять бортов. Самый новый, полученный в последних числах декабря, отлетал лишь пять дней, и вот уже две недели стоит на земле. Как выпускали машины с потенциальным клином механизации крыла, так и продолжают испытывать судьбу. Народная мудрость гласит: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих». Но в случае с гражданскими самолётами Сухого и на своих учение не происходит, вот и бегут из ГСС классные специалисты, не хотят брать грех на душу. До заявленных характеристик самолёт так и не дотягивает ни по дальности, ни по расходу топлива, ни по иным характеристикам. Ничего, так уже многие считают, сейчас государство ещё денег из бюджета подкинет, и у деятелей с профильным образованием всегда будет бутерброд с икрой за наш счёт. Чуть более года назад я спросил у одного чиновника Минпромторга: «Почему в Программе развития авиапрома указано ежегодное финансирование (в том числе на НИОКР) до рубля (ежегодно около 1 млрд. долларов), но нет никакой информации, на какие проекты оно пойдёт?» Он мне ответил: «Сначала получим финансирование, а уже потом будем думать, как эти деньги потратить».

Видимо, рассчитывают Мантуров с Погосяном, что за результат никто не спросит. Есть же возможность прикрыться неплохими показателями по выпуску боевых самолётов и совсем замечательными цифрами вертолётостроителей.

А то, что у наших границ полыхают конфликты, и Россия, заявляя о собственных стратегических интересах на Ближнем Востоке, в Арктике, вольно или невольно втягивается в конфронтацию с Западом, мантуровы не думают. И первый же серьёзный спор поставит крест на эксплуатации иномарок в нашей стране. Госдеп США одним росчерком пера способен оставить без техподдержки все самолёты зарубежного производства – Иран это испытывает на себе по сей день. И Суперджеты встанут как вкопанные, для них до 80% комплектующих везут из-за границы. И с нами тогда ой как жёстко будут разговаривать. Если мы спускаем со стапелей субмарины, создаём новые ракеты и вооружение, модернизируем армию – значит, к такому развитию событий нужно быть готовыми. И строить собственные авиалайнеры как можно больше.

На практике гражданский сектор авиастроения всё больше деградирует, теряет способность развиваться. Чем занято ОАО «Туполев»? С грехом пополам, срывая все сроки, пытается модернизировать ракетоносцы дальней авиации Ту-160 и Ту-22М3. Но любой авиаконструктор скажет – без фундамента в виде гражданских самолётов «туполевская» фирма обречена. Никогда не поверю, что об этом не знают министр-социолог Мантуров и президент ОАК с профильным авиационным образованием Погосян. И самое главное – пассажирские Ту-204СМ и Ту-334 вполне конкурентоспособны в современных условиях, заказчики есть, в том числе зарубежные, кругами ходят. Англоязычная кабина, и та установлена. Но, похоже, задача у министра и главы ОАК не самолётами страну обеспечить, а другая. Как у похоронных дел мастеров.

Чёрт побери – где же вы, «Единая Россия» и весь «Народный фронт»?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram