– Николай, в первую очередь хотелось бы спросить вас о 4G. На Юге России сеть четвертого поколения от МТС уже запущена и в Ростовской области, и в Северной Осетии – когда ее ждать волгоградцам и жителям области?
– Определенно недолго, в следующем году! В первую очередь мы запускаем сети 4G там, где есть потребительские ожидания определенного уровня. То есть действующая сеть 3G успешно развивается и привлекает новых абонентов, мы видим стабильный рост трафика и, соответственно, доходов от мобильного интернета. В Северной Осетии МТС является лидером – там 4G появилась в первую очередь. В Ростовской области МТС на первом месте по покрытию – пришли и туда, буквально на днях. В Волгоградской области у компании одни из лучших показателей среди «большой тройки» по приросту трафика и абонентской базы, по росту доли рынка по выручке от мобильного интернета – соответственно, регион также в числе приоритетных на запуск LTE. Мы планируем начать строительство инновационных сетей если не в первом квартале, то во втором точно.
– У российских операторов сложилась довольно либеральная политика с тарифами на мобильный интернет, если сравнивать с другими странами. В иных государствах Европы, скажем, нет ни одного безлимитного тарифа, наши же операторы соревнуются друг с другом в том, кто предложит больше трафика за меньшие деньги. Сохранится ли такая политика у МТС в Волгоградской области и в дальнейшем, с вводом 4G?
– Очень актуальный вопрос вы затронули, стратегический для всей мировой телеком отрасли. Модель потребления услуг связи меняется, рост рынка голосовых услуг замедляется сегодня во всем мире, и операторы ищут новые прибыльные точки роста. С точки зрения потребления наш рынок ничем не отличается от других. Использование мобильного интернета постоянно растет. Соцсети, новостные каналы, YouTube, пробки на дорогах – все это люди просматривают с помощью мобильного интернета по пути на работу, с работы. Поэтому мы в МТС видим основным драйвером развития компании услуги передачи данных. И в этом году, МТС стала пионером в российских коммуникациях, запустив новую систему тарификации, когда основной услугой становится передача данных, а голос абонент получает бесплатно как бонус. Например, на тарифе «Супер МТС» голосовые услуги идут бонусом...
В отношении тарификации интернета у нас действуют три направления. Во-первых, это предложения для телефонов и смартфонов, требующих сравнительно немного трафика: «Бит», «МиниБит» и «СуперБит». Во-вторых, есть опции для пользователей ноутбуков и стационарных компьютеров – «МТС Коннект», предоставляющие до 50 Гб трафика днем и безлимит ночью. И в-третьих, это уникальная опция «МТС Планшет»: ежемесячные три гигабайта трафика можно расходовать на территории всей России без ограничений и переживаний, что останетесь без связи в поездке. Более того, опция дает доступ к мобильному телевидению от МТС – и тоже совершенно бесплатно. Хочу также отметить, что запуск LTE не отразится на стоимости услуг. Мы считаем неважным по какой технологии абонент получит связь, он платит за сам сервис. С появлением 4G пользователь получит выше скорости, больше возможностей и комфорта по той же стоимости, что и в сети 3G.
– Не боитесь ли вы, что с вводом LTE (4G) ощутимая часть голосового трафика перейдет в Skype или подобные приложения, которые с увеличением скорости станут еще более доступными с мобильных устройств?
– В России сейчас, проникновение ОТТ-сервисов (предоставление услуг голосовой и видео-связи через интернет) примерно 3%, но число пользователей таких сервисов растет. У людей нет потребности звонить именно на мобильный телефон, у них просто есть потребность общаться наиболее удобным и дешевым способом. И на пути научно-технического прогресса не встанешь, хотим мы этого или нет, но с ростом покрытия и скоростей разница между тем, звонишь ты через специальные интернет-приложения или через мобильную сеть, будет стираться. И именно поэтому мы считаем своевременным запуск новой идеологии ценообразования, когда пользователь покупает именно пакеты интернет-трафика, а голосовые услуги получает бесплатно. То есть мы хотим зарабатывать больше от передачи данных, в частности, от пользователей смартфонов, и это будет компенсировать уменьшение доходов от голоса. Ведь доход с одного абонента сейчас практически не растет – по России уже несколько кварталов там стабильно около 300 рублей.
-Окно в сеть, открытость, которая становится неизбежна в современном мире приводит к обилию SMS-спама. Наверно, это обратная сторона телекоммуникационного комфорта. Вы как-то боретесь с таким проявлениями?
– в МТС уже несколько лет действует комплексная система по противодействию спаму и мобильному мошенничеству. Автоматизированная система SMS «Антиспам» отслеживает все попытки массовой отправки SMS-сообщений внутри сети МТС, проверяет номер и блокирует его в случае подтверждения факта спама. В мае 2013 года МТС запустила услуги SMS Pro и «Черный список», которые позволяют пользователям самостоятельно блокировать SMS c цифровых, коротких и буквенных номеров. Абоненты МТС также могут пересылать жалобы на спам и мошенничество на короткий номер 1911. Запуск этих сервисов позволил в этом году более чем десятикратно увеличить число блокируемых спам-SMS с коротких и буквенных номеров. Но мы считаем, что единственно возможные эффективные меры по борьбе со спамом и мошенничеством - перевод трафика с коротких и буквенных номеров от других операторов на собственную сеть и переход на прямые договоры с распространителями и агрегаторами СМС. Только в пределах собственной сети оператор сможет эффективно проконтролировать прохождение СМС от отправителя к получателю, проверять наличие согласия абонента на получение информационных СМС, применять штрафные санкции к недобросовестными отправителями рассылок, а также надежно отфильтровывать мошеннические СМС. Поэтому с 8 июля мы приступили к заключению прямых договоров с нашими клиентами — распространителями и агрегаторами коммерческих рассылок, предложив им более привлекательные по сравнению с прежними тарифами. Со 2 декабря мы закрыли пропуск на нашу сеть коммерческого СМС-трафика с коротких и буквенно-символьных номеров из сетей других российских операторов и начали его непосредственный перевод на нашу сеть в рамках прямых договоров.
– С 1 декабря вступил в силу нашумевший закон об отмене «мобильного рабства»: теперь любой желающий может перейти к другому мобильному оператору, не меняя при этом номер телефона. Как эта процедура работает?
– Схема едина: абонент, желающий сменить оператора, приходит в салон той компании, куда он желает перенести свой номер, и пишет заявление. Предварительно пользователь должен погасить все задолженности перед текущим оператором. Далее заявление абонента поступает в единую базу данных перенесенных номеров для проверки информации и принятия решения о возможности перехода. Сроки подключения услуги обусловлены готовностью прежнего оператора отключить клиента от своей сети, корректным оформлением всех необходимых документов, а также возможностью оператора единой базы данных перенесенных номеров обработать все заявления абонентов в срок. МТС назначает минимально возможную дату переноса номера абонентов в свою сеть, но надо понимать, что реальные сроки переноса зависят и от способности других участников рынка решить все вопросы с переносом номера.
– Статистика по итогам первых двух недель действия закона говорит о нескольких тысячах абонентах по всей стране…
– Собственно, мы предвидели, что ажиотажа не будет. Мы проводили специальное моделирование возможного перетока абонентов, да и опыт других стран это подтверждает. Кроме того, в канун праздников я бы вообще рекомендовал всем желающим воздержаться от данной услуги. Услуга в данном виде, как она сейчас вводится в России, лишает абонентов с перенесенными номерами возможности пользоваться дополнительными услугами контент-провайдеров, интернет-сервисами, MMS. В таком непроработанном и непротестированном виде сервис, который должен способствовать повышению качества услуг связи, может не только ухудшать условия обслуживания для абонентов перенесенных номеров, но и в некоторых случаях привести к потере номера, который абонент хотел сохранить.
– Вы на должности директора регионального филиала МТС уже без малого год. Что было сделано за это время?
Одной из важнейших задач я считаю дальнейшее развитие нашей сети. В этом году мы увеличили территорию покрытия сети 2G/3G на территории, где проживает более половины абонентов МТС региона. МТС установила дополнительные базовые станции в Урюпинском, Новоаннинском, Михайловском, Фроловском районах, а также городах Котово, Котельниково, Суровикино, Ленинск, Волгоград. Проведена модернизация сети в Волгограде и Волжском, что позволило повысить качество связи в условиях плотной городской застройки. В результате таких работ территория охвата, емкость сети 3G и ее резервные возможности расширились вдвое, улучшилось качество голосовой связи. Количество пользователей мобильного Интернета МТС в регионе постоянно увеличивается, а нагрузка на сеть по объемам трафика возрастает в геометрической прогрессии. Мы стремимся своевременно реагировать на все происходящие изменения, стараемся поддерживать достойный уровень качества связи, это подтверждают контрольные тесты качества работы сети МТС в регионе. В частности, показатели по скорости загрузки в сетях передачи данных и по времени обработки запроса при выполнении команд мобильным устройством находятся на уровне существенно выше среднего. Наша сеть имеет достаточные технические ресурсы не только для обслуживания нынешних абонентов, но и тех, кто пока только рассматривает МТС в качестве оператора связи
– А какие задачи предстоит решить в будущем?
– Ключевой план на 2014-й – это, конечно же, запуск сети LTE. Устройств, поддерживающих работу в сети LTE, с каждым днем все больше, вот недавно в нашей рознице появились первые гаджеты под брендом МТС по вполне демократичным ценам. Мы планируем расширять линейку доступного оборудования для работы в высокоскоростных сетях. Учитывая тот факт, что развитие услуг передачи данных и их проникновение только усиливается, я уверен, что к моменту запуска LTE наши жители будут готовы пользоваться всеми преимуществами новой сети.
Александр АКУЛИНИЧЕВ