Аргументы Недели Петербург → Общество № 49(391) от 18.12.2013

Таллин: Бесплатный транспорт – это реальность

, 18:01

В Балтийской Медиа-группе прошёл круглый стол, в котором приняли участие представители администрации, транспортников и автопредприятий эстонской столицы и Санкт-Петербурга.

Скоро уже исполнится год с того времени, как жители Таллина, т.е. все зарегистрированные в пределах столицы жители Эстонии, получили возможность бесплатно пользоваться общественным транспортом – автобусом, трамваем и троллейбусом, а с конца октября к этим видам транспорта прибавились ещё и электрички, маршрут которых пролегает в черте города.

Опыт Таллина не уникален: бесплатный общественный транспорт в разные годы существовал и существует в городах Бельгии, Франции и даже Китая. И если европейские города, исповедующие принцип бесплатности транспорта, более чем на половину субсидируемого государством, относительно невелики по численности населения, то китайский кейс касается города с населением 16–17 миллионов человек. Следовательно, сразу отвергать рассмотрение такого опыта для Петербурга, значительно превышающего Таллин по числу жителей, всё же не стоит…

История началась в 2012 году, когда в эстонской столице был проведён специальный референдум, неожиданно показавший, что за бесплатный транспорт голосуют 75% жителей города. Организаторы, надо сказать, такого результата вовсе не ожидали (до референдума городское правительство сомневалось в необходимости введения этих мер), но назвался груздем – полезай в кузов. Тем более что из средств городского бюджета таллинский транспорт субсидировался к тому моменту на 70%. Болезненным переход на халяву не был: и до того времени количество льготников в эстонской столице зашкаливало. Но льготы всегда предоставлялись в Таллине обдуманно – с целью стимулирования притока населения. И теперь чужаки, не имеющие регистрации в Таллине, заветной зелёной пластиковой карточки, которая после валидирования в любом виде транспорта даёт право на бесплатный проезд, и в глаза не увидят. Таллинская «green card» вообще привязана к личному коду каждого жителя Эстонии, а получают его коренные жители сразу при рождении.

Сегодня Таллин – самый крупный европейский город, предоставляющий своим жителям право бесплатного проезда. Но эстонские транспортники пока не могут предоставить данных глубоких исследований результатов эксперимента, ставшего реальностью: изучение этого материала администрация города при участии Таллинского технического университета проведёт только в следующем году. Результаты позволят понять, насколько реально увеличился пассажиропоток, на каких маршрутах, как можно усилить их для удобства пассажиров. Пока же все участники эксперимента подводят предварительные итоги, главным из которых стала, по словам Аллана Алакула, руководителя эстонского представительства в ЕС,политическая стабильность: оппозиция вынуждена была притихнуть из-за большого социального эффекта. Страхи про чрезмерное увеличение пассажиропотока не оправдались, но зато в часы пик и в выходные дни в транспорте стали чаще встречаться субъекты мужского пола, находящиеся в возрасте экономической активности. Проще говоря, многие автомобилисты (60% из 430 тыс. таллинцев имеют личные автомобили) пересели на общественный транспорт. Правда, тут надо сделать существенную оговорку, что автомобилистам в Таллине живётся несладко: парковки в центре там вовсе не дёшевы… Не прибавилось в автобусах, трамваях и троллейбусах и асоциальных элементов, вал которых предсказывали скептики…

Зато когда «в дело» вошли электрички, на них пассажиропоток увеличился… втрое! Аллан Алакула объясняет это не только бесплатностью проезда, но и комфортностью перемещения на этом виде транспорта, парк которого обновлён был современными европейскими вагонами.

Удивительно, но именно в 2013 году число жителей Таллина возросло на 13 тысяч человек. Вряд ли, конечно, их привлёк исключительно бесплатный проезд, но Аллан Алакула уверен, что такое увеличение количества налогоплательщиков уже покрыло налогами траты города на транспорт. К слову, борьба за жителей, т.е. именно налогоплательщиков, между городами Эстонии идёт нешуточная. Как говорит помощник вице-мэра Таллина Екатерина Лаиденен, небольшой соседний городок, имеющий всего два автобусных маршрута, и тот во избежание оттока зарегистрированных в нём людей провозгласил бесплатный проезд…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram