За 96 лет работы Российская книжная палата переживала разные времена. Менялись и ведомственная подчинённость, и задачи, был период, когда вполне серьезно обсуждался вопрос о целесообразности РКП.
Но сегодня все это уже позади, РКП больше не существует.
Наделавший много шума указ президента о ликвидации РИА «Новости» содержит еще один пункт, о котором почему-то мало кто говорит: прекращает существование Российская книжная палата.
«В целях повышения эффективности деятельности государственных средств массовой информации постановляю:
1. Ликвидировать:
…
б) федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Российская книжная палата» (г. Москва) с последующей передачей закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества в хозяйственное ведение федерального государственного унитарного предприятия «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» (г. Москва)».
Кроме этого пункта об РКП нет больше ни строчки. Имущество передается ИТАР-ТАСС, но как быть с функциями? ИТАР-ТАСС их исполнять не может просто по определению, и в библиотечном деле, библиографии, источниковедении, наконец, просто в книгоиздании образуется вакуум. Последствия для библиотек, книгоиздателей и для науки вообще могут быть катастрофические.
РКП – национальное агентство, основные задачи которого – библиографический и статистический учёт, архивное хранение всех изданий, выходящих на территории России. РКП – это страховой фонд нашей книжной культуры, поскольку в Палате – в отличие от любой библиотеки – должны храниться все без исключения отечественные издания, независимо от тематики, специализации, объёма и пр. Фонды РКП пополнялись даже в годы войны и других социальных потрясений, они не подвергались даже сталинским «чисткам».
Глава ФГУП «Российская книжная палата» Елена Ногина в шоке. «Я об этом слышу первый раз. И при чем тут ИТАР-ТАСС, если наша Палата занимается книгами?! Было много разговоров об объединении Российской государственной библиотеки и РКП, но об ИТАР-ТАСС речи никогда не шло», – прокомментировала Ногина «Известиям» сообщение о ликвидации.
«Кто теперь возьмет на себя заботу об архиве и библиографических проектах? Это, пожалуй, главный вопрос, ответа на который в настоящий момент нет, – недоумевает историк науки, доцент НИУ ВШЭ Алексей Куприянов. – Уничтожение относительно исправно функционирующей национальной библиографической системы было бы чистым безумием».