Москва предлагает Киеву статус потенциально равного партнёра в рамках Таможенного союза. А вот процесс ассоциации с Евросоюзом может принести пользу лишь ограниченному числу финансово-промышленных групп Украины, но не всей стране в целом. Об этом, а также о шансах вступления России в ЕС и введения безвизового режима со странами Шенгенского договора «АН» рассказал глава комитета Госдумы по международным делам Алексей ПУШКОВ.
- Как, по-вашему, подпишет Украина соглашение с ЕС по ассоциации?
– Для того чтобы Украина успешно сосуществовала в рамках ассоциации с Евросоюзом, по словам премьера Николая Азарова, нужно как минимум 160 миллиардов евро. Эти средства должны быть вложены в модернизацию и повышение конкурентоспособности украинских предприятий. Президент Украины Янукович привёл ещё более внушительные цифры: Украине придётся вложить за 10 лет от 100 до 500 миллиардов долларов. Евросоюз таких денег не даст – у него их просто нет. И уж точно он не будет их выделять на модернизацию украинской экономики. У него есть свои задачи – не только экономические, но и политического характера.
Полагаю, ЕС рассматривает ассоциацию с Украиной не столько как возможность для расширения своего рынка, сколько как средство влияния на её внутреннюю политику. Чтобы к президентским выборам 2015 года попытаться активизировать «оранжевую» повестку дня. Никаких сомнений, на чьей стороне был Евросоюз в 2004 году, нет. Будь соглашение подписано, в 2015 году оно сыграло бы против Януковича и в пользу «оранжевых». Потому что вся идеологическая и информационная мощь ЕС была бы направлена на то, чтобы обеспечить избрание на Украине тех людей, которые выгодны и нужны Евросоюзу.
– В чём заинтересованность украинской стороны в договоре с Евросоюзом?
– По большому счёту ни в чём. Украине крайне невыгодно вступать в ассоциацию с ЕС. Страна находится в фазе так называемого домодернизационного развития. Цифры, которые приводят президент и премьер страны, – они же не с потолка взяты. Действительно, нужно вложить огромные средства, чтобы Украина могла быть конкурентоспособна на европейском рынке. Евроассоциация означает, что украинский рынок открывается для европейских товаров, а европейский рынок открывается в ответ. Но здесь нет равенства: Украина сможет поставлять в Европу намного меньше товаров, чем Европа на Украину.
На мой взгляд, открытие европейских рынков может быть выгодно лишь нескольким финансово-промышленным группам Украины. Но в целом экономика страны проиграет колоссально. По той простой причине, что Европа находится на другом уровне развития, более высоком, чем Украина.
Если открыть границу для европейских товаров, это означает, что они станут дешевле на 18–20% и украинские товары будут вытеснены ими. На первом этапе это может показаться выгодным населению. Но в итоге это приведёт к закрытию украинских фабрик, заводов, будет почти полностью уничтожено сельское хозяйство. Все эти дешёвые европейские товары простым украинцам будет попросту не на что купить.
Украина превратится в рынок сбыта для европейской продукции. Она, конечно, тоже будет продавать часть своей продукции на более выгодных условиях, чем сейчас, но это будет выгодно не всей нации, а узким олигархическим группам. На Украине многие считают, что в условиях ассоциации они будут ездить в Евросоюз без виз и получать высокие зарплаты. Это не так. Виз не будет. Зарплаты и уровень жизни останутся прежними. А вот их снижение возможно.
– Что даёт Украине Таможенный союз?
– Доступ на рынок из 175 миллионов человек. Он меньше европейского, но это большой рынок. При этом уровень конкурентоспособности Украины с российскими, белорусскими и казахстанскими производителями значительно выше, чем с французскими, немецкими или британскими. В каких-то сферах она может уступать, но в других способна превосходить конкурентов из стран СНГ. То есть она будет выступать на равных. Но самое главное – в краткосрочной перспективе Украина получает преференции по газу и нефти. А это до 10 миллиардов долларов экономии в год!
Украине не следует сравнивать себя с Данией или Норвегией. Она должна сравнивать себя со странами, соотносимыми по уровню экономического развития, – Болгарией, Румынией, Грецией. Это те страны, которые, несмотря на членство в ЕС, находятся в зоне экономического и социального кризиса. Та же Греция живёт сейчас в долг. А греки затягивают пояса, потому что правительство экономит на всём, выискивает средства для расплаты с кредиторами. И Украина, выбирая европейскую перспективу, выбирает перспективу Румынии, Болгарии и Греции, а не путь сытой Швеции или могучей Германии. Хуже того – она получает даже не членство в ЕС, а лишь отдалённую перспективу на это. Турция, например, за много лет так и не смогла сменить «ассоциацию», на членство. То есть Европа не берёт на себя существенных обязательств. А Украина, наоборот, в случае принятия договора об ассоциации с ЕС, попадает в прямую зависимость от Брюсселя – мощного центра силы с очень жёсткими требованиями.
– Если Украина подпишет договор с ЕС, как российские власти к этому отнесутся? Говорят, что против неё могут быть введены какие-то санкции.
– Речь идёт не о санкциях. Просто для России Украина станет одной из многочисленных стран Европы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Более никаких особых отношений, всё, как со «взрослыми». Будут поставлены соответствующие таможенные заслоны, которые помешают выходу украинских товаров на российский рынок. Иначе и быть не может: ведь европейские производители через украинские компании будут гнать на наш рынок дешёвую продукцию, которая станет выдавливать нашу. Таким образом, ассоциированная Украина станет фактором подрыва возможностей российской экономики. Это не санкции, а защита собственных производителей.
– Есть ли другие страны, которые проявляют интерес к Таможенному союзу?
– Прежде всего – Армения. Кроме того, в рамках Таможенного союза сейчас готовится соглашение о зоне свободной торговли с Индией – пятой страной мира по объёмам ВВП. Если Индия идёт на такое соглашение, значит, ей этот рынок интересен. О своём интересе к Таможенному союзу заявляет и Турция, хотя я допускаю, что это элемент политической игры с ЕС. Некоторые, среднеазиатские страны – например Киргизия, рассматривают возможность вступления в ТС.
– Может ли Россия когда-нибудь вступить в Евросоюз?
– Как-то у меня был разговор с известным итальянским политиком Романо Проди. Тогда он был председателем Комиссии европейских сообществ, то есть – главой исполнительной власти Евросоюза. Я ему задал точно такой же вопрос. Он сказал: «Я, конечно, постарше вас, но при моей жизни и даже при вашей Россия членом ЕС не станет».
Почему? Две трети территории России находятся в Азии. Это гигантская страна, до конца ещё не упорядоченная. Наши внутренние технические, финансовые и прочие стандарты сильно отличаются от европейских. Для ЕС поглотить страну с населением в 142 миллиона человек и ВВП в 2,5 триллиона долларов достаточно сложно. Евросоюз семь лет обсуждал вопрос, принимать ли ему Латвию, Литву, Эстонию и Кипр. А тут – Россия…
– В какой стадии находятся переговоры России с ЕС о безвизовом режиме? В чём основная сложность в достижении согласия?
– Сложность в том, что 6 или 7 государств ЕС не хотят переходить на безвизовый режим с Россией. Основной аргумент – требования безопасности. Разговоры, что, например, через российскую границу могут приехать террористы. Но кто в Лондоне в 2005 году взрывал автобусы? Террористы приехали не из России или Пакистана. Это были британские граждане мусульманской веры.
Большинство стран ЕС поддерживают безвизовый режим с Россией – это и Испания, и Австрия, и Финляндия. Но поскольку такое решение в союзе должно решаться консенсусом, то решение вопроса затягивается. Вместе с тем прогресс есть, и существенный. Многие из наших граждан уже получают трёх- и пятилетние многократные визы в страны Евросоюза. Но введение безвизового режима стало бы важным политическим шагом в сближении России и Евросоюза. И думаю, в обозримой перспективе мы к этому придём.