Среди победивших на конкурсе выделяются проекты, ориентированные на культурно-эстетическое воспитание детей и молодежи, повышение доступности культуры для детей с ограниченными возможностями, развитие новых музейных технологий и поддержку социально-экономического развития городов России.
21 ноября в Центре эстетического развития «Мусейон» состоялась церемония награждения четвертого Открытого грантового конкурса «Музеи Русского Севера» ОАО Северсталь». Обладателями грантов по итогам 2014 года стали пять музеев, расположенных в северных регионах страны.
Победителями стали Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Череповецкое музейное объединение, Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина», Слободской музейно-выставочный центр (Кировская область) и музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Сотрудники Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника потратят средства на создание «Детской художественной галереи», которая, по их замыслу, станет центром творческой самореализации для младшего поколения. Воплощение проекта в жизнь даст возможность малышам и подросткам не только развить творческие способности, но и презентовать горожанам и туристам собственные достижения.
Череповецкое музейное объединение решает не менее сложную задачу. Проект «Всего понемножку», или загадки музейного бельэтажа», также направленный на привлечение детской аудитории, позволит также повысить качество городской среды.
Программа «Ощущение дворца» от Государственного историко-художественного дворцово-паркового музея-заповедника «Гатчина» (Ленинградская область) позволит приобщить через музейное пространство к общеобразовательному процессу и культурным ценностям разных эпох незрячих детей. И, что важно, восприятие экспозиции будет целостным, а интеллектуальная прогулка по музею станет доступной не только организованным группам, но и индивидуальным посетителям с нарушением зрения.
Слободской музейно-выставочный центр (Кировская область) представил проект «Жемчужина Вятского края». Его цель – сохранить уникальный исторический облик города. Программа предусматривает активное участие горожан, которые, при помощи сотрудников музея, создадут информационную базу, повествующую об истории каждого дома, его жителях.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия выходит в виртуальное пространство, чтобы больше заинтересовать молодежь, которая пока реже, чем другие возрастные группы, посещает музеи. Результатом проекта «Музей в кармане» станет приложение для мобильных гаджетов, где будут представлены развернутые сведения о произведениях искусства, представляющих развернутую экспозицию музея, которая насчитывает более 15 000 экспонатов.
«Никогда в истории конкурса члены Экспертного и Наблюдательного советов не были в таком затруднении при определении победителей, - говорит начальник управления корпоративной социальной ответственности компании «Северсталь» Наталья Поппель. – Все 14 проектов-финалистов уникальны. Авторы каждого ставят перед собой сложнейшие задачи и демонстрируют системные и творческие способы решения. В результате обладателями гранта стали проекты, которые выходят за рамки узкоспециализированных задач. Наши победители создают гармоничную и комфортную городскую среду, формируют творческое мышление подрастающего поколения, проводят целенаправленную политику по сохранению памятников культурного наследия территорий присутствия. Мы уверены, что реализация проектов станет вкладом и музеев-победителей, и компании «Северсталь» в развитие регионов».
Вице-губернатор Вологодской области Олег Васильев, представляя программу «Музеи Русского Севера», заявил: «Сегодня, когда в социальной сфере не хватает денег и просто поддержки, подобные проекты занимают особое место. Дело не только в грантах, дело в наличии надежных стабильных партнеров, с которыми можно работать и строить планы на будущее. Компания «Северсталь» как раз такой партнер. То, что проект «Музеи Русского Севера» оказывает помощь, - бесспорно. То, что с помощью него можно развиваться, - это тоже факт. Но самое главное, наличие такого конкурса говорит о возможности партнерства бизнеса и власти во имя благого дела, во имя культуры».