Минздрав предупредил, что сэкономит на медицине
21 ноября 2013, 18:40 [«Аргументы Недели», Екатерина Алтайская ]
На одной из ноябрьских пресс-конференций (названной, кстати "Команда Минздрава России: открытый разговор о будущем здравоохранения") руководство Министерства неоднократно предупреждало, что планирует «минимизировать неэффективные расходы» на здравоохранение. Один из заместителей министра заявил, что у медпомощи в России должно быть «максимальное качество при минимальных затратах». Похоже, медицину ждет жесткая экономия.
Романсы о финансах: как медпомощь становится СТРАХовой
В центре внимания Министерства здравоохранения вновь оказался финансовый вопрос. Слова «оптимизация», «расходы» и «затраты» звучат из уст представителей Минздрава даже чаще, чем «модернизация», «информатизация» и «реорганизация». Можно предположить, что главным направлением развития медпомощи в России становится сокращение расходов на лечение граждан. Разумеется, о расходах самих граждан речь не идет – они могут продолжать расти. Медицина должна стать «бюджетной» исключительно для государственного бюджета.
В систему ОМС уже переведена «скорая помощь». Кажется, за будущее «03» стоит опасаться. По словам главы Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Стадченко, цель реформы - защитить пациента, а вовсе не «минимизировать» зарплаты сотрудников «скорой». Пока полисы ОМС не имели значения для «03», контроль над «скорой» экстренной помощью был лишь внутриведомственным, и пациент не мог требовать помощи надлежащего качества. Сегодня же, по словам руководителя ФФОМС, «скорая помощь» уже под контролем. А в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», в систему ОМС до 2015 года должны войти все виды медицинской помощи (к 2014 году удалось сделать страховыми лишь 300 видов из 1500).
Кстати, о тарифах и гарантиях в обязательном медстраховании. В 2012 году программа государственных гарантий бесплатной медпомощи давала владельцу полиса ОМС (или просто жителю страны) лишь возможность несколько раз в году бесплатно прийти на прием к врачу. Цифры таковы: 1 застрахованному в системе ОМС можно было посетить врача… 8, 962 раза в течение года, 1 гражданину РФ – 9.7 раз. Судя по всему, Россия – страна здоровых людей. Даже во время одной «простуды» приходить к врачу нужно 3-4 раза. Вывод: каждому гражданину Российской Федерации бесплатная медицинская помощь гарантирована дважды в год в виде лечения ОРЗ и ОРВИ. За все, что «не умещается» в программу госгарантий медпомощи, пациент «имеет право» платить.
В 2013 году государственных гарантий стало больше. Теперь россиянам гарантированы профилактические мероприятия и неотложная помощь. Правда, стоит обратить внимание на слова главы ФФОМС о том, что цена вызова «скорой» – 1700 рублей, а неотложной помощи – всего лишь 400. После перехода службы «03» в систему ОМС, подобное сравнение может иметь последствия последствий. А при сегодняшней «реорганизации» здравоохранения в поликлиниках «скорая» – часто единственный шанс выжить и выздороветь.
Профилактика важна, профилактика нужна
Более 70 миллиардов рублей в 2014 году будут направлены на профилактику различных заболеваний. Хорошо организованный медосмотр, действительно, может спасти даже от рака. Сегодня 60% участников диспансеризации вышли из школьного и студенческого возраста – и еще далеки от пенсионного. Но у каждого 15-го россиянина «в полном расцвете сил» выявляют гипертоническую болезнь. У каждого 50-го – ишемическую болезнь сердца. У 3 из тысячи – подозрение на онкологию. Приходя на осмотр, многие считают себя абсолютно здоровыми – а уходят из поликлиники с диагнозом «рак, 1-я стадия». На этом этапе онкологические болезни излечимы. С вероятностью 100%.
Медосмотр, пройденный «ради галочки», спасает человеку жизнь. При одном условии: если он действительно хорошо организован. Если врачи действительно осматривают пациентов – а не только делают записи в медкартах. Если в поликлинике работает медицинская техника – и можно сделать необходимые обследования.
«Плюсы» модернизации по всей стране
Чтобы диспансеризация состоялась, в медучреждениях должны быть врачи. А их не хватает. В стране ударными темпами создают «трехуровневую систему здравоохранения». Первое звено медпомощи после реформы – фельдшерско-акушерские пункты, районные и участковые поликлиники. Именно они, заметила замминистр здравоохранения Татьяна Яковлева, и должны быть доступными для пациента. Второй уровень – медицинские центры (диагностические, онкологические, туберкулезные, и др.). Третья ступень – высококвалифицированная помощь: областные и республиканские суперсовременные центры. В том числе перинатальные. Их созданием объясняют закрытие родильных домов в деревнях, селах и маленьких городах. Закрытие отделений в стационарах и сокращения врачей в поликлиниках также объясняют модернизацией здравоохранения.
Судя по всему, врачей продолжат увольнять, а больницы и роддомы – закрывать. Даже министр затруднилась с ответом на вопрос, почему в Москве массово увольняют врачей, а попасть на прием к доктору (если это не терапевт, а специалист) можно лишь через несколько месяцев ожидания. Вероника Скворцова согласилась с тем, что при «реорганизации амбулаторно-поликлинического звена» в столице имела место непродуманность подходов к оказанию медпомощи. И пояснила: реформа здравоохранения в Москве – пилотный проект. Естественно, были ошибки. Для их исправления уже создана рабочая группа…
Но реорганизацию амбулаторно-поликлинического звена признание ошибок не остановит! Не напрасно замминистра здравоохранения Татьяна Яковлева вспомнила свою работу в поселке Нерль Ивановской области: «двое-трое родов в месяц – это уже счастье. Какая при такой загрузке будет квалификация у врачей?». По мнению замминистра, доступ к медицинской помощи роженицам перекрыло вовсе не закрытие родильных домов. Десятки километров дороги до областного перинатального центра - это лишь организационный вопрос. Если наладить транспортное сообщение, о закрытии районного роддома никто не вспомнит. Вывод: количество родильных домов в регионах продолжит сокращаться. Как и число врачей в поликлиниках и коек в стационарах.
Что ж, чем меньше будет врачей, тем больше вероятность, что компьютеров хватит на всех медиков. В планах у Минздрава – «безбумажное здравоохранение»…
Жив ли больной – не главное, главное - электроника
Проект «Электронное здравоохранение» - еще одна часть реформы медпомощи в России. Его главная цель – избавить врачей от «бумажек». На практике получается обратный эффект. В районные поликлиники действительно завезли компьютеры. Но прием врача теперь выглядит так: вначале доктор пытается заставить работать «зависающую» компьютерную программу и вносит сведения об осмотре в электронную базу. Затем берет в руки все ту же медкарту… Так «безбумажное» здравоохранение обеспечило врачей двойным объемом работы. Обещания, что медкарты станут электронными, пока не выполнены.
Кстати, в электронную медкарту планируют внедрить один интересный параметр – критерии качества оказания медпомощи. Программа должна оценивать работу врача и высылать свои оценки в Минздрав. Проверив таким образом качество медицинской помощи, Минздрав планирует… разумеется, оптимизировать расходы здравоохранения. Ведь заработок врача состоит из оклада и «стимулирующих надбавок». Оклад «оптимизировать» (т.е. сокращать) нельзя. А вот лишить доктора «премии» вполне реально. Вот только базовая часть зарплаты российских медиков нередко меньше 10 тысяч рублей.
Электронный контроль качества медицинской помощи опасен не только для врачей, но и для пациентов. Минздрав предупредил: неправильно оценивать качество помощи врача по результатам лечения. Т.е. выжил больной или нет – не главное. Если в реанимации 90 дней боролись за жизнь пациента, а пациента все равно не стало – как можно утверждать, что помощь была плохой? Впрочем, чаще бывают случаи, при оценке которых стоит опираться на результат.
Качество медпомощи предполагается оценивать по ее своевременности, правильности действий медиков, предотвращению нежелательных последствий лечения (например, пролежней у больных в стационаре). Будут ли эти критерии достаточными – и не помогут ли они «минимизировать» государственные затраты на здравоохранение, сократив зарплаты медработникам?
Кажется, выполнить главную задачу реформы здравоохранения – минимизировать расходы на медицину – у Минздрава получится. Когда здравоохранение становится бесплатным для государства, оно перестает быть бесплатным для граждан. Хотите жить? Готовьте денежки!