Аргументы Недели → Общество № 43(385) от 07.11.2013

Корейские страдания

, 17:09

«Как дела?» – спрашиваем мы друг у друга при встрече. Искренне интересуясь, чем живёт сейчас человек, с какими проблемами в жизни столкнулся. И ответы, естественно, слышим самые разные. Кому-то удача улыбнулась, кто-то грустит, иные рассказывают, что у них всё всегда в порядке. Но попробуйте задать подобный вопрос корейцу. Скорее всего, услышите, что жизнь последнего полна страданий. А так ли это на самом деле?

Говорят, что косэнъ (страдание) – неотъемлемая часть внутреннего мироощущения корейца, внешнего выражения того, без чего он не может обойтись никогда. Косэнъ не скрывают, наоборот, часто даже выставляют напоказ, для корейцев это естественно. Причём речь идёт не только о больных, обездоленных, забытых, бедных и несчастных людях. А в том числе и о вполне здоровых, богатых, успешных! Какой-нибудь кореец-бизнесмен, чиновник, профессор, политик, просто зажиточный человек может всем своим видом показывать другим, как же он несчастен. Как ему тяжело и неспокойно, что и не высыпается он, трудясь до поздней ночи, и вообще забот полон рот, здоровья и личной жизни нет, голова от всего этого кругом идёт и т.д. и т.п. И выглядит всё это вовсе не театрально, а столь естественно и искренне, что его начинают жалеть. Более того, если у собеседника нет страданий или он ими не делится с окружающими, то такой человек автоматически становится им безразличнен, неинтереснен.

Косэнъ – национальная черта, часть социальной, культурной и психологической жизни корейцев.

– На самом деле корейцы совсем не нытики, – рассказывает культуролог Моисей Ким. – Страдание для них – отражение, как это ни странно может показаться на первый взгляд, восточной скромности и в некотором роде компенсация успеха. Косэнъ мобилизует силы человека, закаляет его для преодоления трудностей и достижения цели. Ведь стремительный успех, скорое богатство, слишком позитивное поведение человека приводят зачастую к атакам завистников и скрытых врагов, и поэтому кореец не стесняется рассказывать о своих проблемах, заботах, трудностях, недостатках, своей «головной боли».

Согласитесь, что под этим углом корейские страдания выглядят уже несколько иначе. И разве славянам, например, не знакомо подобное желание ввести возможных завистников в заблуждение? Похвалите ребёнка, гуляющего с бабушкой. Весьма вероятно, что в ответ от неё услышите: «Что вы, какой он красавец, какой умница? Кажется только так. А если приглядеться: и глазёнки у него косят, и головы на плечах нет. Хорошо, что ходить-то научился». И искренне так скажет, что испугаться можно. Кстати, всё это она говорит не потому, что родного внука не любит. Любит, ещё как! Просто боится, что сглазить его могут. Вот и ведёт себя традиционно. Так, как предки научили, как раньше принято было.

Кстати, некоторая надуманность собственных страданий отнюдь не приводит к тому, что корейцы перестают реагировать на несчастья окружающих. Если человеку рядом действительно приходится тяжко, ему спешат оказать помощь.

При этом корейцы уверены: страдания необходимы, поскольку позволяют приобрести ценный жизненный опыт, закалку, уверенность, которые помогают человеку стойко переносить трудности. Ведь жизнь каждого человека состоит из череды разного рода препятствий, неприятностей, сложностей, которые надо преодолеть. Успех приходит только после пережитых испытаний и невзгод. Опыт приобретается в течение всей жизни, и в ней полно лишений. Это нормально. Может, поэтому многие корейцы время от времени произносят фразы вроде:

«Не познавший лишений, не познает и радостей», «Только испытав страдание, узнаешь и радость», «Даже среди страданий есть радости», «Только тот, кто страдал, умеет плакать (сострадать)».

– Страдание выступает и как философская, религиозная культурологическая «подушка» для корейца. Фактически косэнъ – это уникальный способ переживания, осознания, осмысления объективной действительности, возможность найти в сострадательности ценностные основы саморазвития личности, – поясняет Моисей Ким. – Страдание оценивается и как душевная боль, и как физическая. Человек, стремясь избежать мук и страданий, обращался к вере (корейцы – чаще к буддизму). А буддизм больше, чем другие религии, подчёркивает связь жизни и страдания у человека, это фундаментальная характеристика бытия как такового. Будда объяснял своим ученикам четыре «Благородные Истины»: истину о страдании; истину о причине – «происхождении» – страданий; истину о прекращении страданий; истину о пути, ведущем к прекращению страданий. У буддистов люди не только страдают (мучаются), но всё время оказываются в ситуации страдательности, пассивного «претерпевания». Говорят, что человек – сам кузнец своего счастья, но на самом деле он опутан множественными отношениями, связями, которые постоянно влияют на него. По учению Будды выходит: страдание абсолютно, а вот удовольствие – весьма относительно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram