«Самое страшное, что может быть в нашей профессии, мы уже пережили!»
5 ноября 2013, 20:37 [«Аргументы Недели. Волгоград», Сергей Зарубин, Волгоград ]
Бригада «скорой», которая первой оказалась на месте теракта в Волгограде, благодарна людям за то, что не допустили паники.
Это в сводках теракт в волгоградском автобусе произошел 21 октября в 14.06. Такое время было зафиксировано в момент первого сообщения о нем в правоохранительные органы и МЧС. А для врача Василия Диулина и фельдшера Ирины Сердиновой все началось несколькими минутами раньше. Волею судьбы их карета «скорой помощи» проезжала мимо буквально в момент взрыва, и их машину затормозил полицейский. Так что бригаде 8-й подстанции клинической службы скорой медицинской помощи Волгограда пришлось работать в салоне, внутри которого даже не успел полностью осесть пепел, а с потолка и поручней еще стекали сгустки крови и падали куски разлетевшейся человеческой плоти.
ДТП - как счастливый случай
Сам взрыв, кадры которого с видеорегистратора идущей следом машины облетели потом в YOU TYBE и новостях весь мир, они не видели, 81-летней пациентке с отеком легкого после инфаркта ставили капельницу и подключали кислород. Среагировали лишь на страшный грохот на дороге, а уже через несколько секунд их машину тормозил сотрудник ДПС. Так совпало, что за полчаса до взрыва рядом с остановкой «Лесобаза» произошло ДТП. И вызванные для осмотра места происшествия сотрудники ГИБДД прибыли туда буквально через несколько минут после теракта. Один из них и остановил проезжавшую мимо карету «скорой помощи». А уже после этого стал набирать номера экстренных служб.
Василий Иванович и Ирина Витальевна в медицине не один десяток лет, сталкивались с человеческими трагедиями не раз. Но о том, что пришлось пережить 21 октября на волгоградской остановке «Лесобаза» говорят: «Наверно, с самым страшным, что может быть в нашей профессии, мы уже столкнулись!»
-- Мы увидели дым, людей, убегающих от автобуса в камыши на обочине, - вспоминает Ирина Сердинова. - К тому времени под капельницей состояние бабушки, которую мы везли, стабилизировалось. Внучке, ее сопровождавшей, мы сказали: «Мы посмотрим, какая людям в автобусе нужна экстренная помощь!» Она согласилась. Бабуля тоже закивала. Вот, говорят, старики с возрастом становятся эгоистичными, но наша пациентка оказалась чудесной души человеком. Не продемонстрировала ни обид, ни истерик, чем точно спасла несколько жизней.
Действительно, минно-разрывные раны опасны, прежде всего, тем, что человек истекает кровью уже в первые минуты после случившегося. Вовремя наложенная шина увеличивает пострадавшему шанс на выживание в разы.
«Я потерплю»
Жуткая картина развороченного салона, валяющихся оторванных конечностей до сих пор жива в памяти медиков этой первой «скорой». Им пришлось переворачивать еще неостывшие трупы, чтобы убедиться, нет ли под ними живых, искать вены для уколов, стирая гарь с черных рук пострадавших. Но зато вокруг им никто не мешал, что помогло максимально быстро оказать помощь самым тяжелым.
Хорошо запомнили медики замечательную женщину, которая не смогла покинуть салон из-за множества мелких осколков стекла и металла, застрявших у нее в ногах. Но она была в сознании и все твердила: «Я потерплю, помогайте тем, кому нужнее».
К слову Ирина Сердинова вспомнила давний случай из своей профессиональной практики, когда она выезжала на аварию с множеством пострадавших. Она кинулась, было, помогать истекающему кровью молодому пареньку без сознания, но крепкий мужчина буквально силой потащил ее к своей жене, у которой всего лишь был сломан палец, а кричала она больше от страха, чем от боли.
-- Самый главный враг врачей и спасателей в таких вот сложных ситуациях – паника пострадавших, которые не могут, а зачастую и не хотят оценить сложность своего состояния, и буквально тянут врачей на себя. Но именно на этом теракте паники не было, что помогло избежать дополнительных жертв, - считают Василий Иванович и Ирина Витальевна.
Водитель в роли психолога
Запомнилась Диулину и Сердиновой и звенящая тишина вокруг, прерываемая лишь стонами тяжелых пострадавших. До этого им не раз приходилось выезжать на дорожно-транспортные происшествия, и практически всегда там толпились зеваки. Этот жуткий, но непременный атрибут любой аварии осложняет работу людей в белых халатах, но к нему уже привыкли. А в этот раз вокруг медиков не было никого. Только потом они поняли, что все, кто мог передвигаться, разбежались из опасений подорваться снова. Ведь по статистике в большинстве случаев за первым взрывом теракта практически всегда следует второй.
-- Но в этот раз ничего такого на наше счастье не случилось, - рассказал врач Василий Диулин. -- Только через несколько минут пассажиры стали вылезать из камыша и просить медицинской помощи. И тут нам очень помог водитель автобуса Дмитрий Меньшов, который успокаивал людей, объяснял, что мы заняты с самыми тяжелыми пострадавшими, просил немножко потерпеть до приезда уже вызванных следующих «скорых». И, конечно, он просто молодчина, что в такой экстремальной ситуации смог удержать руль и автобус не укатился в кювет. Что практически мгновенно остановился и открыл двери, из которых те, кто мог передвигаться, выбежали наружу.
Кстати, именно водитель очень помог следствию, вспомнив женщину в хиджабе. Она пропустила маленькое маршрутное такси, подъехавшее несколькими минутами раньше, зато подождала его автобус и села именно в него, как потом стало понятно, целенаправленно, чтобы было больше людей.
Инструкция по человеческому участию
-- А ведь по инструкции вы имели право не останавливаться, ведь у вас в «скорой» был тяжелый пациент…
-- Если вы про инструкции, то мы не должны были и в салон взорванного автобуса входить. При пожаре, например, пострадавших врачам выносят пожарные, при ДТП спасатели. Но в этот раз мы попали в ситуацию, когда медлить было нельзя. Оставалось действовать по правилам простого человеческого участия, - говорит Василий Диулин. – Конечно, на место максимально оперативно стали прибывать и помогать вызванные к месту происшествия «скорые» 6-ой, других городских подстанций, службы МЧС. Но в самые первые минуты мы выносили пострадавших из искореженного автобуса вместе с простыми людьми, оказавшимися рядом. Многих пострадавших увозили в больницы на своих машинах проезжавшие мимо волгоградцы.
Кстати, всех раненых с места взрыва удалось вывезти меньше чем за час. И это в такой сложной ситуации можно считать настоящим чудом. А у бабушки, которая разрешила бригаде остановиться, чтобы оказать помощь участникам теракта, все в порядке.
-- Даже в столь сложной ситуации мы, конечно, не оставляли ее без внимания. Но ее самообладание и готовность к самопожертвованию достойны восхищения, - считают доктора.