С НТВ началась свобода СМИ 20 лет назад - на ней и закончилась?
10 октября 2013, 14:54 [«Аргументы Недели», Мильда Соколова ]
В четверг компании НТВ, название которой когда-то расшифровывалось как «Независимое телевидение», исполняется 20 лет – но только формально. Тех людей, что когда-то там работали, и которых смотрела вся страна, давно там нет.
Коллектив канала НТВ получил в четверг поздравления от президента России Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева. В поздравительной телеграмме президент отметил, что именно этот телеканал «сыграл исключительную роль в становлении российских СМИ» и жизни страны, в целом, и поблагодарил НТВ за содержательность телепередач и высокое мастерство ее ведущих, способствовавших завоеванию сердец телезрителей. Сердца многих журналистов остались глухи – они не присоединились к поздравлениям, поскольку считают, что НТВ больше не существует, это не «Независимое телевидение». А зрители давно уже запустили в блоги мем «НТВ лжет».
НТВ родилось в 1993 году, на волне недовольства журналистов из программы «Итоги», Евгения Киселева и Олега Добродеева, тем, что телевидение начало отражать только проправительственную точку зрения. Журналистам удалось при помощи бизнесмена Гусинского создать новую телекомпанию, основным принципом работы которой была провозглашена независимость.
На канале начала тогда работу плеяда журналистов, ставших впоследствии известнейшими людьми страны – Татьяна Миткова, Леонид Парфенов, Павел Лобков, Виктор Шендерович и многие другие, которые пытались по мере сил эту независимость сохранять. Но с приходом к власти нового президента Владимира Путина отношения канала с властью внезапно изменились – новым обитателям Кремля программы резко не понравились, свобода слова на них была расценена как чрезмерная.
В 2001 году у канала сменился собственник, и с тех пор с канала начали уходить журналисты, а программы закрывались одна за другой. К 20-летию от прежнего состава и редакционной политики НТВ не осталось ровным счетом ничего – публику развлекают сериалами о героической жизни с пистолетом и горой трупов в обнимку «Слепого мента в законе-35», рассматриванием в замочную скважину радостно разоблачающихся до кишок средней руки знаменитостей, репортажами со смертного одра известных деятелей культуры прошлого и фильмами из серии «Анатомия протеста-81», качество и правдивость которых ставятся слишком многими под сомнение. Эти фильмы используются, в том числе, и как орудие против несогласных – на основе художественных кадров строятся обвинения в суде. «Стыд не дым, глаза не ест» - такой лозунг вместо свободы слова давно взят на вооружение журналистами, празднующими 20-летие того, частью чего они никак не могут себя назвать.