Гособоронзаказ вновь под вопросом
21 сентября 2013, 10:34 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]
В нынешнем году, так же как и в прошлом, оборонный заказ выполнен не будет, уверены экономисты из Института Гайдара. Прогноз тревожный, особенно для Петербурга, где расположены крупнейшие оборонные предприятия.
Эксперты Института Гайдара полагают, что отечественная промышленность не способна увеличивать выпуск военной продукции и вовремя реализовать намеченные планы по перевооружению Российской армии. Экономисты считают, что оборонный заказ в 2013 году не будет выполнен так же, как и в 2012 году, — не дотянет до плана примерно 20%.
Не секрет, что оборона — единственная статья бюджетных расходов, которая будет увеличиваться до 2016 года в процентах от ВВП. Во всяком случае, именно такой план, представленный Минфином, был зафиксирован в Основных направлениях бюджетной политики до 2016 года. В нынешнем году расходы на оборону, согласно плану министерства, составят 3,2% ВВП, а в 2016 году — уже 3,8% ВВП (каждый год бюджетные ассигнования будут увеличиваться на 20%). Если сравнивать с аналогичными показателями в других странах (Китай, Саудовская Аравия, Индия), то российские цифры не кажутся слишком высокими. Проблема в другом — наша «оборонка», по мнению специалистов, не справляется с наращиванием финансирования. Поэтому чем больше денег, тем выше показатели неисполнения.
В прошлом году, по информации специалистов Института Гайдара, оборонзаказ несколько раз пересматривался в сторону понижения и все равно оказался невыполненным примерно на 20%.
В Счетной палате (СП) указывают, что в части закупок и ремонта ВВСТ (вооружения, военная и специальная техника) недопоставлена продукция по 121 заключенному государственному контракту, в том числе по закупкам ВВСТ — по 65 контрактам, по ремонту ВВСТ — по 56 контрактам. Из военных НИОКР в прошлом году оказались не завершенными своевременно 80, при этом 35 из них были полностью оплачены.
По данным Минобороны, российская промышленность недопоставила около 20% продукции военного назначения. Получается, что ежегодный прирост расходов по статье «национальная оборона» соответствует уровню неисполнения гособоронзаказа, указывают экономисты.
Причины, по которым «оборонка» не выполняет обязательств, называются разные. Мнение о том, что предприятия не справляются с заказом из-за отсутствия современной технологической базы и квалифицированных кадров, очень распространено. Однако в СП считают основным препятствием некачественное планирование бюджетных расходов, а также проблемы ценообразования, низкую исполнительскую дисциплину и общую непрозрачность «оборонки». Повышенная засекреченность сферы кажется вполне уместной, но эксперты указывают на проблемы, которые возникают из-за этой закрытости. В том числе они касаются ценообразования — здесь взаимных претензий между исполнителями и заказчиками особенно много. Суть проблемы, как поясняют специалисты, в том, что отсутствует сфера обращения, то есть нет условий для взаимодействия спроса и предложения, в результате которого и складывается цена на военную продукцию. А необходимость заключать контракт с единственным поставщиком еще сильнее заостряет проблему.
Что касается коррупционной составляющей, о которой еще больше заговорили в связи с делом «Оборонсервиса», то здесь, опять же, возникает вопрос непрозрачности всей сферы, связанной с оборонным заказом. Однако эксперты уверены, что сама по себе коррупция — это скорее следствие, чем причина, и главным препятствием является несбалансированность внутренней и внешней политики страны.