Вопреки всеобщим громким заверениям о недопустимости использования национального вопроса в предвыборной борьбе до старта кампании, после её начала так же дружно практически все с той или иной степенью успешности попытались задействовать взрывоопасную тему в надежде на лишние голоса. Причём совершенно не задумываясь о последствиях – словно после 8 сентября жизни уже и не будет.
Индюки и дворники
Битву за кресло мэра Москвы благодаря усердию федеральных телеканалов вынуждена наблюдать вся страна. И, как это всегда бывает, регионы подражают столице даже в том, в чём подражать совсем не следовало бы. Например, в разыгрывании национально-миграционной карты.
Во Владивостоке в начале лета был организован пикет дворников-гастарбайтеров, якобы не доверяющих действующему мэру, который баллотируется на следующий срок. Потом выяснилось, что за акцией якобы стояло местное отделение ЛДПР.
В Москве от ЛДПР в мэры претендует Михаил Дегтярёв, на личном сайте позиционирующий себя «патриотом, но не националистом». В его программе борьба с нелегальной миграцией – одна из основных позиций. Дегтярёв предлагает отменить все налоговые льготы, которые существуют для трудовых мигрантов и их работодателей, и судить по уголовной статье предпринимателей, уличённых в использовании нелегальной рабсилы.
В агитационной газете Ивана Мельникова средствами инфографики передаётся идея кандидата от КПРФ о том, что столица вообще может обойтись без мигрантов – индюк перечёркнут красной линией, а рядом красуется надпись: «Без «чужих» лиц». Похоже, идеи пролетарского интернационализма были отложены коммунистом до лучших времён.
Тайное и явное
Оппозиционер Алексей Навальный тоже старается состричь максимум голосов с ксенофобских настроений москвичей. В его агитационных материалах нелегальная миграция обозначена первой по важности проблемой современной Москвы. В одном из предвыборных выступлений он пообещал ввести визовый режим со странами Средней Азии и вывешивать в Интернете имена и зарплаты всех мигрантов, работающих в Москве. В случае своего избрания Навальный намерен запретить лезгинку на Манежной площади и в то же время хочет разрешить проведение там гей-парадов.
Впрочем, это единственный кандидат, которому удалось договориться о поддержке националистов. Председатель Наблюдательного совета ЭПО «Русские» Александр Белов и руководитель исполнительного комитета Национально-демократической партии (НДП) Владимир Тор буквально за две недели до выборов обратились к своим соратникам с призывом агитировать и голосовать на выборах мэра Москвы за Алексея Навального.
А ещё этот кандидат широко разрекламировал таинственную беседу чуть ли не с лидерами московских диаспор, правда, в открытый доступ запись этой встречи выложили лишь 10 дней спустя. И сразу стало ясно почему. На самом деле кандидат встречался с особыми «представителями диаспор» – милыми, прекрасно образованными, во всех отношениях хорошо устроенными москвичами разного этнического происхождения, в большинстве не имеющими никакого отношения ни к национально-культурным объединениям города, ни уж тем более к межнациональной напряжённости. При таком подходе любую столичную тусовку можно именовать «встречей представителей диаспор».
Новое слово
Каждый из претендентов использует национальную карту по-своему, да так, что порой и не понятно вовсе – сам или конкуренты помогают. Например, политтехнологам Сергея Собянина приписывают авторство вирусного ролика в Интернете, где торговец-кавказец утрированно ругает врио мэра за то, что он ликвидировал его палатку с шаурмой у станции метро. За первые несколько дней ролик посмотрело более полутора миллионов человек. Но в предвыборном штабе кандидата ни подтверждать своё авторство, ни опровергать его «НА» не стали. В официальной же предвыборной программе Собянин называет урегулирование миграционного вопроса одним из приоритетных направлений и грозится запретить въезжать в столицу иностранцам без загранпаспортов.
Даже те, кто ещё недавно декларировал своё неприятие национализма, не смогли на сей раз удержаться. Кандидат от «Яблока», а по совместительству ещё и лидер этой партии Сергей Митрохин для своей предвыборной программы придумал новое слово – «миграмафия». С ней он намерен бороться, если его выберут мэром столицы. Странно, что на сей раз не был использован приём 2011 года, когда перед выборами в Госдуму эта партия выпустила свою программу на 18 языках народов России. Зато Митрохин с огромных рекламных плакатов на каждом углу обещал «вернуть Москву москвичам», намекая таким образом, что сейчас она принадлежит кому-то другому.
Справедливоросс Николай Левичев пугает москвичей опасностью возникновения в городе этнических анклавов, «в которые скоро уже полиция без поддержки бронетехники войти не сможет». Этот кандидат предлагает навести порядок с выдачей квоты на рабсилу. Он, кстати, один из авторов законопроекта, согласно которому расходы на депортацию иностранных работников должны возлагаться на недобросовестных работодателей. Любопытно, что в программе Левичева слово «миграция» встречается чаще, чем у других кандидатов.
Ящик Пандоры
Наверное, каждый из кандидатов говорил и делал в этой кампании всё из самых лучших – по своему разумению – побуждений, однако все вместе они здорово накалили ксенофобские вообще и антимигрантские в частности настроения в Москве. Фактически эта предвыборная кампания сняла остатки негласного запрета на использование национальной тематики в политической борьбе на территории нашей многонациональной России. Разрушительные для общества последствия молчаливой отмены этого табу мы ещё в полной мере не осознаём. Но серьёзно готовиться к ним надо начинать уже сейчас, чтобы потом не цепенеть в нерешительности от непонимания перед новыми Манежками, Пугачёвыми и Удомлями. Этот ящик Пандоры с энтузиазмом открывали на глазах у всех и при всеобщем попустительстве.