Попытка ликвидации Российской академии наук, считающейся «мозгом нации», заставляет задуматься над более общим и судьбоносным для самой нации вопросом. Способна ли наша система управления преодолеть тенденцию к деградации всех форм социально-экономического устройства?
Реформаторский зуд
Эта тенденция возникла сразу после распада СССР и с тех пор последовательно нарастает, несмотря на попытки политического руководства страны направить её на путь модернизации и инновационного развития. Ликвидация РАН является лишь очередным этапом этого процесса, который уже повлёк разрушение большинства созданных в СССР сложных социально-экономических систем. Так практически уничтожены машиностроительные НПО, производившие почти всю гамму высокотехнологической продукции – от станков до самолётов. Разрушена самая эффективная в мире Единая энергетическая система. Убиты уникальные системы образования и здравоохранения, развалены крупнейшие в мире системы организации сельского и лесного хозяйства. На очереди атомная промышленность и ракетно-космический комплекс, которые пока остаются под государственным контролем.
Разрушение старых высокоорганизованных систем формированием новых не компенсировалось. Рынок российских высокотехнологических товаров занимают импортные аналоги. Место отечественных проектных институтов захватили иностранные инжиниринговые компании. Советские стандарты образования замещаются «болонским» суррогатом. Вслед за ликвидацией отраслевой прикладной науки нам готовят уничтожение и фундаментальной науки. А ведь именно она ещё давала последнюю надежду на возрождение утраченных позиций.
Социально-экономическую систему России в постсоветский период неоднократно пытались реформировать. Результат был всегда один – падение эффективности соответствующих подсистем. При этом одни и те же реформаторы подчас причудливо перемешивали либеральные, бюрократические и анархические методы. Общим был лишь механистический подход, игнорировавший сложность социально-экономических систем, их органичную природу, а также значение человеческого фактора.
Наиболее примитивными по идейному основанию и одновременно наиболее разрушительными были так называемые либертарианские реформы, ориентированные на ликвидацию государственного регулирования и контроля. Так, ваучерная приватизация, по разрушительной силе сравнимая с военным вторжением, повлекла деградацию промышленности, уничтожив производственные связи, которые позволяли создавать сложную продукцию. Под тем же идеологическим соусом прошла приватизация Единой энергетической системы. В результате – многократный рост тарифов. Россия опустилась на последнее место в мире по условиям подключения к электросетям. Приватизация лесных и сельскохозяйственных угодий повлекла сплошные лесные пожары и запустение сельхозземель.
Реформирование здравоохранения переориентировало медицину с обслуживания населения на коммерческие интересы частных страховых компаний. Реформа образования подменила обучение детей «натаскиванием» на ЕГЭ. «Модернизации» системы госуправления вместо повышения его эффективности оборачиваются её снижением, ростом числа госслужащих и расходов на их содержание.
Назад, к амёбам?
Общим свойством столь разнообразных провальных реформ является редукционизм –сведение сложных форм организации к более простым. Реформаторы-либертарианцы полагают, что самоорганизация обеспечит достижение рыночного равновесия с максимальным экономическим эффектом, который будет выше, чем в результате деятельности сложных высокоорганизованных структур. Это равносильно тому, что считать животный мир более эффективным, чем цивилизация. Реформаторам-бюрократам кажется, что формализация управленческих процедур обеспечит повышение их эффективности. В обоих подходах отсутствует развитие, а также главный субъект социально-экономических отношений – люди.
Игнорирование человеческого фактора является родовой болезнью наших реформаторов, которые провалы реформ обычно списывают на неадекватность «человеческого материала». Достаточно вспомнить чубайсово «не вписались в рынок» в отношении миллионов брошенных на социальное дно работоспособных и квалифицированных людей. Но именно люди определяют эффективность систем. Сталинское «кадры решают всё» забавно контрастирует с людоедским подходом современных реформаторов. Коммунистический тиран явно больше заботился об управлении людьми, чем современные реформаторы. Но именно их некомпетентностью и коррумпированностью объясняется провал большинства постсоветских реформ.
Реальное социально-экономическое развитие разительно отличается от умозрительных представлений как либертарианского, так и бюрократического подходов. Оно идёт от простых форм к всё более и более сложным. В них причудливо переплетаются личные мотивы, частные и коллективные интересы, правила работы организаций, нормы государственного регулирования и участия. А заимствованная из классической механики теория рыночного равновесия отражает обратную эволюцию в направлении увеличения хаоса согласно известным началам термодинамики. Достижение системой состояния равновесия соответствует состоянию максимума энтропии, в котором развитие прекращается.
Вперёд, к прогрессу
Успеха добиваются страны, умело сочетающие управление научно-техническим развитием с макроэкономической, промышленной, образовательной и другими составляющими государственной политики. Все они должны подчиняться общей цели повышения конкурентоспособности национальной экономики. Такая целенаправленная системная политика даёт экономическое чудо – взрывной рост производства и влияния стран, преуспевших в её грамотном проведении.
Методы централизованного планирования сами по себе успеха не гарантируют. Секрет экономического чуда – в умелом его сочетании с мотивацией граждан, создающих и осваивающих передовые технологии. Уже первые успешные модели капиталистического развития в средневековых Венеции и Генуе показали эффективные примеры частно-государственного партнёрства. Последовавшее за ними экономическое чудо Голландии было основано на жёстком альянсе бизнеса и государства в Ост-Индской кампании. В дальнейшем этот опыт был успешно воспроизведён в Англии и России.
К сегодняшнему дню этот процесс достиг масштабов транснациональных корпораций.
Путь к спасению – партнёрство
Первым необходимым условием возвращения России на путь самостоятельного развития должен стать отказ от навязчивой либертарианской мифологии. Она служит интересам иностранных структур, стремящихся к присвоению российского национального богатства, эксплуатации её ресурсов и установлению контроля над российскими пространствами. Под влиянием этой идеологии Россия постепенно добровольно превращается в колонию, эксплуатируемую американским, европейским и китайским капиталами.
Вторым условием является упорядочивание самой государственной политики. Не должны приниматься решения, основанные на догмах, личных или групповых интересах, а также на рекомендациях иностранных агентов или на спонтанной реакции на изменения конъюнктуры. Политика государства должна представлять собой систему мер, нацеленных на долгосрочное социально-экономическое развитие. Государственная собственность должна стать важным инструментом достижения целей развития, что предполагает подчинение этим целям всей системы управления госимуществом. В том числе госкорпорациями, руководство которых должно отвечать за своевременное достижение целевых показателей.
Все отраслевые подсистемы управления должны быть приведены в соответствие с государственной политикой. К примеру, целью системы здравоохранения должно стать повышение продолжительности жизни и снижение заболеваемости граждан, а не исполнение бюджетов фондов обязательного медицинского страхования в интересах частных компаний. Целью системы среднего образования должна стать подготовка творчески активной, грамотной и социально ответственной молодёжи, а не сдача ЕГЭ. Целью реформы науки должно стать повышение инновационной активности, восстановление прикладной отраслевой и заводской науки, а не бюрократизация её фундаментального сектора. Управлять наукой должно само научное сообщество в интересах получения новых знаний, а не освоения бюджета.
Третьим условием является согласование частных и общественных интересов. Необходимо активно вовлекать частный бизнес и общественные организации в процессы планирования государственной политики с последующей общей ответственностью за её осуществление. Государство в этом процессе должно играть роль модератора, не подменяя его бюрократическими процедурами. Сам процесс частно-государственного партнёрства должен стать прозрачным и ориентированным на достижение совместно поставленных целей развития. Вместо коррупции его связующим звеном должна стать взаимная ответственность. При этом следует избегать идеализации как государства, так и бизнеса. Это партнёрство государства и частного сектора должно быть подчинено интересам общества. И для этого необходимо формирование сети широкого общественного контроля за этим процессом. Граждане должны иметь право инициировать отстранение от должности любого нерадивого чиновника.
Четвёртым и ключевым условием является создание условий для творческой самореализации граждан в общественно-полезных видах деятельности. Для этого потребуется существенная перестройка как системы образования, так и методологии управления организациями. Для решения первой задачи государству следует опираться на педагогическое сообщество, которое всё ещё несёт в себе многочисленные достижения отечественной школы. Следует восстановить права педагогических коллективов по оценке знаний учеников и абитуриентов. За ЕГЭ можно сохранить функции тестирования набора знаний, минимально необходимого для допуска к высшему образованию. Решение второй задачи предполагает формирование новой культуры управления, ориентированной на активизацию человеческого фактора.
Берите что хотите
Современные национальные экономические системы относятся к категории открытых. Все постсоветские годы Россия отдавала свою экономическую энергию внешней среде, выступая как финансовый, энергетический, технологический и человеческий донор.
При таком подходе оборот российской собственности посредством приватизации, вывода в офшоры и продажи иностранному инвестору рассматривался реформаторами как вполне естественный и едва ли не единственно возможный. Поэтому и все вопросы экономической политики они сводят к улучшению пресловутого инвестиционного климата, под которым понимается обеспечение полной свободы и гарантий вседозволенности иностранному капиталу.
Собственно российскими, ориентированными на интересы развития страны, остаются преимущественно государственные корпорации высокотехнологического сектора, организации социальной сферы и РАН. Их приватизация, маниакально навязываемая реформаторами, уничтожит последние корни самостоятельного развития страны. Траектория её дальнейшей эволюции будет подчинена интересам внешних структур: транснациональных корпораций, американского олигархата, европейского рынка, китайского государства и пр.
Искусство рулевого
Современная теория управления организациями накопила немало знаний и опыта в этой сфере, включая школу человеческих отношений, концепции органичного организационного строительства, положения «экономики знаний». Однако реализация этих теоретических достижений требует значительных усилий со стороны менеджеров и собственников организаций. Это невозможно в современных условиях, когда бизнес ориентирован на краткосрочную максимизацию прибыли за счёт нещадной эксплуатации производства и недоступности долгосрочного кредита.
Поэтому пятым условием перехода на траекторию успешного развития является кардинальное изменение как микроэкономической среды, так и макроэкономической политики.
Макроэкономическая политика должна стать достаточно избирательной для решения сложных задач развития. Упрощение макроэкономического регулирования далеко не всегда влечёт повышение эффективности. Система управления должна соответствовать сложности объекта управления. Это означает, что необходимо регулирование цен в монополизированных видах деятельности, налоговые льготы для стимулирования инновационной активности, низкопроцентные долгосрочные кредиты для финансирования инвестиций. Одновременно следует уничтожить стимулы для деструктивных форм предпринимательского поведения, включая «проедание» основного капитала и его вывоз за рубеж, загрязнение окружающей среды, завышение цен и уклонение от налогов.
Выполнение перечисленных пяти условий необходимо, но недостаточно для перехода к успешному экономическому развитию. Система государственного управления должна стать органичной. Возрастающая сложность современной экономики заставляет ориентироваться на «выращивание» хозяйственных организаций, конкурентоспособных на мировом рынке. Особое значение имеет восстановление прикладной научно-технической и проектной деятельности. Для этого государству жизненно необходимо всемерно стимулировать корпоративные НИОКР, создать широкую сеть инновационных компаний. Последние придётся выращивать в основном путём клонирования исследовательских подразделений РАН, наиболее мощной из оставшихся в стране научных организаций.
Требуется воссоздать на передовой технологической основе расширенного производства товаров конечного спроса. С технологической точки зрения это всё ещё возможно. Важную роль в этом процессе может сыграть государственная поддержка импорта технологий наряду с ударным стимулированием передовых отечественных разработок. При этом необходимо обеспечить возвращение из офшоров под российскую юрисдикцию всех предприятий, ведущих в России заметную хозяйственную деятельность. Одновременно должна быть создана наконец суверенная кредитно-денежная система, способная обеспечить долгосрочный доступный кредит на основе внутренних источников.
Предлагаемые изменения государственной политики могут показаться слишком радикальными и даже нереализуемыми. Мы уже привыкли жить чужим умом. На самом деле это требует всего лишь высокой квалификации и ответственного подхода, а также знания общих закономерностей теории развития. Это не такие уж неподъёмные требования для людей, стоящих у руля страны, претендующей на звание сверхдержавы.
Мозги на продажу
В период подготовки рыночных реформ автор этих строк вместе с академиком Львовым предлагали постепенный план разгосударствления экономики путём создания рыночных механизмов без потери сложности организации производственной деятельности. Мы предлагали расширение самостоятельности имеющихся НПО, НИИ, заводов, институтов с погружением в конкурентную среду на основе акционирования и рыночного ценообразования. При этом они сохранили бы системную целостность и способность к расширенному воспроизводству. Административное планирование должно было быть заменено стратегическим с широкой самостоятельностью хозяйствующих субъектов.
К сожалению, этот путь, по которому пошёл Китай, обретя своё экономическое чудо, был отвергнут как слишком сложный. Иностранными консультантами малообразованному руководству постсоветской России был навязан примитивный либертарианский подход. Реализованная с большевистской прямотой «шоковая терапия» повлекла раздробление научно-производственных объединений, а утратившие жизнеспособность их составные части были погружены в хаос галопирующей инфляции и правового беспредела. В результате экономика быстро деградировала до примитивных видов деятельности по добыче и производству сырьевых товаров и торговли готовыми импортными продуктами. Государство уступило контроль над экономикой организованной преступности, а место высококвалифицированных инженеров заняли полуграмотные «топ-менеджеры».
Утрата способности к производству сложных изделий конечного спроса развернула на экспорт гигантские объёмы сырья, материалов, капитала и высококвалифицированного труда, которые были поглощены Западом, обеспечив ему два десятилетия устойчивого роста на современной технологической основе. Только пять лет назад они столкнулись с кризисом, который начинался в конце 80-х годов, но был отсрочен и смягчён огромной ресурсной подпиткой их экономик из разваливающегося народнохозяйственного комплекса постсоциалистических стран.
Фактически российская экономика превратилась в питательную среду для развития зарубежных структур, которые быстро приспосабливают её к своим потребностям. Не только к сырьевым, энергетическим и сбытовым. В последнее десятилетие под нужды зарубежных структур перестроено и воспроизводство «человеческого капитала» – переход российского образования на Болонские стандарты, создание гротескного «Сколково» призваны облегчить переваривание российских интеллектуальных ресурсов. В этом же направлении задумана и реформа РАН, которая повлечёт высвобождение для зарубежной утилизации оставшегося научного потенциала.