Аргументы Недели Петербург → Общество № 30(372) от 08.08.2013

«Народная инвентаризация»: первые результаты и вопросы

Заброшенных зданий в Северной столице выявлено немало

, 17:38

В Петербурге проходит так называемая «Народная инвентаризация». Городские власти выступают в качестве инициаторов. Цель этой акции заключается в том, чтобы с помощью рядовых горожан выявить заброшенные и нелегально используемые здания. Намерения вроде как благие, но почему-то градозащитников не слишком вдохновляет подобный мониторинг.

Смольный  объявил «Народную инвентаризацию» почти месяц назад. Горожане, обнаружив заброшенное здание, передают информацию в комитет по управлению городским имуществом, а ведомство уже решает, что с объектами делать.

О чём же информируют петербуржцы представителей городской власти? Чаще всего поступают сообщения о расселённых домах, в которых обитают гастарбайтеры из южных республик или просто бомжи. На волне народной борьбы с нелегалами сведения поступают с завидной регулярностью.

Например, горожане сообщили, что нелегалы поселились в подвале жилого дома постройки 1970-х годов по адресу: 17-я линия В. О., 40. То же самое и около Удельного парка, на проспекте Энгельса, 28, корпус 3. Там уже не первый год стоит недостроенное здание. Причём, по сообщениям граждан, «сквотеры» из Узбекистана и Таджикистана не просто живут в этом доме, но и занимаются незаконной торговлей. КУГИ обещает участок освободить.

«Народная инвентаризация» напомнила о существовании большого количества заброшенных зданий. К примеру, дом на улице Решетникова, 6, в Московском районе. Он был построен в начале ХХ века, и это одно из последних исторических зданий на этой улице.

В список заброшенных попал даже памятник архитектуры регионального значения – двухэтажный деревянный дом на проспекте Энгельса, 92, в котором когда-то жил ближайший соратник Ленина Михаил Калинин. В советские годы этот дом так и называли – «домик Калинина», и его использовал в качестве выставочного пространства аппарат ВЛКСМ. Затем, когда комсомол почил в бозе, помещения дома сдавали в аренду различным коммерческим организациям. Вот только за аренду коммерсанты давно уже не платят, и теперь в конце августа состоится суд, который и решит, что делать с арендаторами. После решения суда начнут разбираться и с самим домом.

В довольно странной ситуации оказался старинный многоквартирный жилой дом на Свердловской набережной, 14/2. Часть крыши у этого здания уже рухнула, но оно, как сообщили участники «Народной инвентаризации», продолжает использоваться по назначению, то есть люди там по-прежнему живут. Забавно, что, по официальным данным, дом аварийным не признан, правда, обследования там уже начались.

Спрашивается, что плохого в том, что граждане пытаются помочь городским властям и указывают им на заброшенные здания?

Градозащитники напоминают о том, что подобная акция уже проводилась в 2006 году: петербуржцы активно сообщали чиновникам о заброшенных зданиях, работа кипела, люди чувствовали себя участниками большого и нужного дела. Вот только результаты той «инвентаризации» остались неутешительными, и ситуация с заброшенными зданиями в городе не изменилась. Активисты градозащитных организаций бьют тревогу, так как уверены, что обнаруженные в рамках «Народной инвентаризации» здания получат билет на снос. Если дом попадает в реестр заброшенных, то провести потом нужную экспертизу и выдать разрешение на снос большого труда не составит. Тем более что заботиться о старинном здании всегда тяжелее и дороже, чем сносить и строить на его месте новое, пусть и не такое красивое.

Интересно, что представители бизнес-структур также не слишком заинтересованы в результатах «Народной инвентаризации», так как потенциальных инвесторов заинтересовать заброшенным зданием теперь уже трудно. Активность петербургских девелоперов уже давно пошла на спад, и их может привлечь только очень перспективный проект. Другими словами, заброшенным должен быть какой-нибудь большой дом в центре, вот тогда его можно будет если не снести, то «реконструировать» под отель и бизнес-центр.

Так в чём же плюсы «Народной инвентаризации»? И почему поиском заброшенных зданий должны заниматься граждане, а не районные власти и надзорные органы? Или это всего лишь яркая акция, показывающая, как чиновники и простые петербуржцы плечом к плечу борются за сохранение Северной столицы? Вопросов возникает много – главное, чтобы они так и не остались висеть в воздухе.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram