8 августа исполняется ровно пять лет с начала вооружённого конфликта в Южной Осетии, получившего название Пятидневной войны. К этой дате журналисты МТРК «Мир» подготовили документальный фильм, премьера которого состоится на телеканале «МИР» сегодня, 8 августа, в 22:25 по московскому времени. Над проектом трудились десятки человек, среди которых и специальный корреспондент МТРК «Мир» Константин КОКОВЕШНИКОВ, написавший сценарий к фильму. Мы встретились с ним, чтобы узнать, как проходили съёмки.
- Как долго вы работали над вашим новым фильмом?
– Работа началась в апреле, когда не стаял снег, а на деревьях ещё не распустились почки. Но это нам не помешало договориться с коллегами из Тбилиси, где у МТРК «Мир» располагается филиал, а также с коллегами из Владикавказа о том, кто станет героем нашего проекта, куда мы отправим съёмочные группы и как будем рассказывать о крайне острой и болезненной для многих людей теме. Ещё, что называется, «на берегу» мы условились, что не будем никого ни в чём убеждать, а лишь дадим слово тем, кто пострадал в этой войне, несмотря на то что их истории порою противоречат друг другу. У каждой из сторон этого конфликта – а я имею в виду жителей Южной Осетии, или, как её называют в Тбилиси, Цхинвальского региона, и обитателей грузинских городов и сёл – своя правда, и для нас в первую очередь было важно соблюсти баланс между их точками зрения на происходящее.
– Как строилась работа над фильмом? Кто выступил его автором?
– Идею этого фильма подсказал Радик Батыршин – председатель МТРК «Мир», а в прошлом – такой же корреспондент, который объездил едва ли не все горячие точки, включая Чечню и Южную Осетию. Уникальность этого фильма заключается в том, что у него нет одного автора. Наряду со мной над «08.08.08. Пять лет спустя» работали Татия Джанибегашвили (филиал МТРК «Мир» в Грузии) и Чермен Улубиев (региональное отделение МТРК «Мир» во Владикавказе), которые и взяли на себя основную часть работы над фильмом. Говоря телевизионным языком, именно они работали «в поле», встречаясь с очевидцами тех событий: врачами, омоновцами, участниками войны, правозащитниками и депутатами. Моя же задача состояла в том, чтобы свести все эти разрозненные фрагменты воедино, собрав из них цельную картину. О том, насколько это у нас получилось, судить вам – зрителям.
– А что стало вашим личным открытием в работе над фильмом?
– Несмотря на то что прошло слишком мало времени, осетины и грузины не испытывают друг к другу ненависти на бытовом уровне. У них очень много смешанных семей; и та же Нанули Гатикоева, которая несколько суток вместе с соседями пряталась от бомбёжек в подвале многоэтажного дома, рассказывает, что среди грузин ничуть не меньше и не больше плохих людей, чем среди представителей любой другой нации. Её зять – родом из Грузии, и в жилах её внуков также течёт грузинская кровь. То же самое можно сказать и о жителях Гори, большинство из которых очень толерантно относятся к своим южноосетинским соседям. Они осуждают политику нынешней власти и надеются, что с приходом в политику миллиардера Бидзина Иванишвили (премьер-министр Грузии. – Прим. ред.) их жизнь изменится к лучшему.