> Гид по Сальвадору и дневники Пабло - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Гид по Сальвадору и дневники Пабло

4 июля 2013, 08:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Два оставшихся летних месяца и всю первую половину сентября волгоградцы будут располагать возможностью – не сказать, что уникальной, но несомненно редкой – увидеть оригинальные полотна Сальвадора Дали и Пабло Пикассо.

 

Выставка поздних творений двух испанцев, носящая название «Рапсодия страсти», получила возрастное ограничение «16+». Оно и понятно: сюрреалист из Фигераса представлен здесь своими гравюрами и литографиями по пьесам Маркиза де Сада и дневникам Джакомо Казановы, а основоположник кубизма – очень личными рисунками, изначально вовсе не предполагавшимися для всеобщего обозрения. Конечно, все это не «Постоянство памяти» и не «Девочка на шаре», но многие традиционные мотивы и образы из творчества двух гениев обнаруживаются в экспонированных на проспекте Ленина работах. Причем в случае с Дали волгоградцам особенно повезло: в четырех десятках литографий и гравюр можно увидеть и фирменные «мягкие часы», и костыли, подпирающие многочисленные выступающие детали, и вечный источник страхов испанского художника – выползающих из человеческого тела насекомых. Краткий экскурс по творческому методу Сальвадора Дали.

Всего в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова представлено 92 подлинника, объединенных в пять серий: 14 гравюр «Дали иллюстрирует Казанову», 25 литографий «Дали иллюстрирует де Сада», 12 сцен «Великолепный рогоносец» (их можно было бы назвать «Пикассо иллюстрирует Фернана Кроммелинка»), 16 литографий «Человеческая комедия» (Пикассо – Бальзак) и 25 работ из «Калифорнийского альбома» великовозрастного Пабло.

Именно последняя подборка – наиболее интересная из всех. Здесь представлено множество рисунков «Мастерская художника», выполненных в разной технике: от «чистого» кубизма до примитивистской графики. Пикассо искажает пространство рабочего кабинета в зависимости от своего настроения, перемещает с места на место диковинные предметы, превращая изображение комнаты в подобие дневника. Аналогичным эффектом обладают и включенные в эту же серию портреты «Жаклин в восточной одежде» – последней возлюбленной Пикассо: рисуя ее всякий раз в разной манере, художник то ли просто тренируется, то ли правда испытывает влияние собственных состояний души. Получается очень трогательно и увлекательно.

Выставка будет гостить в Волгограде до 15 сентября. Но если есть желание приобщиться к работам великих художников, лучше все же поторопиться – лето у нас всегда коротко.

 

Александр Акулиничев

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//История

Штрихи к портрету С.М. Кирова: к 90-летию со дня трагической гибели

1 декабря 1934 года произошло злодейское убийство лидера ленинградских большевиков Сергея Мироновича Кирова. Личность и жизненный путь С. М. Кирова всегда были очень привлекательны для меня. Видимо, сыграл роль тот факт, что первой моей детской книгой, которую приобрел на самостоятельно заработанные летом в деревне деньги в далеком 1957 году, была повесть А. Голубевой «Мальчик из Уржума». Она – о детских годах Сергея Кострикова (будущего революционера Сергея Мироновича Кирова). Автор, описывая сиротскую жизнь Сережи Кострикова, показала, что эта жизнь не сломила его, а только закалила. Детство, полное житейских тягот, способствовало раскрытию его природных задатков: сообразительности, организованности, сострадания ближнему и самостоятельности. Книга тогда меня увлекла не меньше, чем приключенческие повести Майн Рида или Марка Твена о Томе Сойере. Прочитал ее не один раз, стремясь проникнуть во внутренний мир Сергея Кострикова и понять, какие силы помогли ему стать великим гражданином нашей Родины.