В российском следствии, по мнению экспертов-юристов, складывается парадоксальная ситуация – потенциальная потребность придумать бывшему главе ЮКОСа третий срок ставит под угрозу даже попытки совершенствования законов.
Возникшее неизвестно откуда загадочное дело экспертов, которые делали общественную, бесплатную экспертизу второго дела Ходорковского и Лебедева, и от которого уже пострадал бывший ректор ВШЭ Сергей Гуриев, вынужденный уехать во Францию и бросить любимую работу, приводит в Следственный комитет не допросы уже совершенно посторонних людей, имеющих весьма косвенное отношение к ЮКОСу, но связанных с попытками гуманизации законодательства, совершенно естественного юридического процесса.
«Газета.ру» провела расследование, и выяснила, что в следователи начали интересоваться юристами и экономистами, которые проводили общественную экспертизу второго «дела ЮКОСа», а затем перешли к экспертам, которые готовили предложения по либерализации УК и подготовке проекта экономической амнистии, которая была принята Госдумой. Причем все эти экспертные работы проходили с санкции правительства, и даже президента России Владимира Путина. Так, в СК вызывали на допрос председателя движения «Бизнес Солидарность» Яну Яковлеву, которую спрашивали о проекте. С Ходорковским эксперт никогда не была знакома вообще. Эксперт отказалась давать показания, сославшись на 51-ю статью Конституции, адвокат заявил протест, в связи с тем, что в данной ситуации нет вообще никакого состава преступления, свидетелем может считаться только тот, кто был очевидцем каких-либо событий, имеющих значение для расследуемого уголовного дела, или может дать по ним какие-то пояснения.
Сопоставив информацию, поступающую от различных лиц, вызывавшихся в СК, эксперты приходят к выводу, что следствие создает совершенно немыслимую и парадоксальную ситуацию – покушением на преступление начинает постепенно считаться сам факт попытки внести какие-либо изменения в законы, любая юридическая экспертиза. «Это относится к сфере общественной деятельности, которая не может быть уголовно наказуема», - отметил адвокат Евгений Черноусов.
Следствие пытается свести преступление к тому, что некие лица, вводя в заблуждение даже глав государства, пытались хитроумно навести их на мысль изменить законы так, чтобы можно было подвести под амнистию Ходорковского и Лебедева, и источником средств были либо неправомерно добытые самим Ходорковским капиталы, надежно спрятанные, либо некие закулисные мировые силы. «Только в извращенном уме можно было придумать, что это какая-то проблема, которая была затеяна только для того, чтобы освободить Ходорковского с Лебедевым. Ситуация, с моей точки зрения, выглядит прямо наоборот: если бы не Ходорковский с Лебедевым, были бы освобождены еще десятки тысяч предпринимателей», - полагает заместитель директора Центра правовых и экономических исследований Михаил Субботин. По его мнению, Ходорковский под амнистию попасть никак не мог, в проекте такого заложено не было вовсе, его поддерживает и судья Конституционного суда РФ в отставке Тамара Морщакова, которую тоже вызывали в СК и задавали странные вопросы.