Аргументы Недели Петербург → Общество № 27(369) от 18.07.2013

Трамвай был, есть и будет

Северная столица останется трамвайной столицей России

, 16:14

Трамваи с петербургских улиц не исчезнут. Городская администрация намерена развивать  трамвайное движение, закупать новые вагоны – заверил сотрудников Горэлектротранса губернатор города, побывавший в бывшем трамвайном парке имени Леонова на Васильевском острове, где ныне располагается самый большой в СНГ Музей электрического транспорта.

А между тем основания для беспокойства по поводу развития трамвайного и троллейбусного движения у горожан остаются. Известно, что правительством Санкт-Петербурга были подготовлены поправки в программу развития транспортного комплекса до 2015 года. По действующей программе на закупку новых трамваев планируется выделить 3,8 млрд. рублей, а новых троллейбусов — 2,9 млрд. Если поправки примут, эти статьи будут серьезно урезаны — до 2,1 млрд. на обновление трамвайного парка и 1,2 млрд. — троллейбусного. Предлагается урезать и затраты на реконструкцию трамвайных путей — до 250 млн. вместо 3 млрд. рублей.

Но на встрече с руководством Горэлектротранса в Музее электрического транспорта губернатор дал понять, что городские власти от трамваев отказываться не собираются.

Предложения руководства Горэлектротранса по развитию существующей сети трамвайных маршрутов, восстановлению некогда популярных маршрутов, приоритетному ремонту путей, а в ремонте нуждаются около 200 километров, а 37 километров находятся в аварийном состоянии глава города выслушал очень внимательно.  

Заместитель директора по эксплуатации  ГУП «Горэлектротранс» Елена Осинцева рассказала, что «Горэлектротранс» подготовил целую программу на три года вперед – как улучшить в городе трамвайное движение. При этом, кроме ремонта, необходимо и строительство новых 100 километров обособленных путей. Очевидно, что в центре города удастся восстановить далеко не все маршруты. Причина очевидна – плотность транспортных потоков слишком велика. А вот в спальных районах и там, где в ближайшие 5-10 лет не будет метро – трамвай насущно необходим.

«Трамвайное движение в городе мы рассматриваем, как одну из составляющих транспортной пассажирской стратегии», – подчеркнул на этой встрече губернатор. Он рассказал, что в 2014 году город  обязательно будет закупать трамвайные вагоны, для этого привлекут  не только средства бюджета, но и федеральные субсидии, не исключена  и лизинговая схема закупки. Правда, губернатор не назвал точной цифры – сколько город потратит на закупку вагонов и каковы будут размеры субсидий – еще идет корректировка, но все трамваи, которые приобретет город, будут современными – такими, которые ныне курсируют  в центре города.

Впервые за семь лет город восстановил движение трамваев в историческом центре – от площади Репина до Сенной теперь ходит трамвай-челнок, не  требующий разворотного кольца. Эти трамваи производства Усть-Катавского завода уже составили реальную конкуренцию петербургским маршруткам – коммерческие перевозчики снизили цены в борьбе за пассажиров.

Ленинград некогда был настоящей трамвайной столицей – протяженность трамвайной сети к 1990 году достигала 670 км одиночного пути, маршрутной сети – 1074 км, ежедневно на линии выходили 1700 вагонов, в день трамваи перевозили около 2,8 млн пассажиров. А потом вплоть до середины 2000-х годов шел демонтаж трамвайных путей, закрытие маршрутов, ныне маршрутная сеть составляет лишь 468 км, а объемы перевозок упали до 700 тысяч пассажиров в сутки.  И наш город уступил пальму первенства Мельбурну, но все же занимает четвертое место в мире по протяженности трамвайных путей.  Вполне возможно, что город будет трамвайной столицей России. Предпосылки к этому есть.

Старейший трамвайный парк им. Леонова на Васильевском, где ныне Музей электрического транспорта, снова станет настоящим трамвайным парком – на Васильевском планируют увеличить трамвайную сеть. В старом трамвайном парке снова будут ждать выхода на линию 140 трамваев. Кстати, «Горэлектротранс» предлагает тут разместить и филиал троллейбусного парка – тогда время выхода на линию таких популярных маршрутов, как №№ 9,10 и11 значительно сократится. 

Но и музей электротранспорта из старого трамвайного парка никуда не денется, наоборот, у «Горэлектротранса» есть концепция его развития в рамках развития самого трампарка. Концепция предусматривает создание интерактивного музея «Свидание с Ленинградом», куда по замыслу организаторов, можно будет прийти «на свидание с Ленинградом», попав в прошлый век, где по улице курсируют старые трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили, работают телефонные будки, продается квас и газировка. В Музее сейчас 21 трамвайный вагон и 6 троллейбусов, все они в рабочем состоянии, а катание на старых трамваях уже стало одним из известных городских развлечений, одна Ночь музеев чего стоит! Основную экспозицию музея собираются расширить – здесь появятся и ретро-автобусы. 

Директор ГУП «Горэлектротранс» Василий Остряков пока еще не готов детально говорить о концепции развития трампарка – она будет доработана к концу года, в будущем году начнется проектирование, но мечта трамвайщиков – «Зеленый остров», создание на Васильевском острове сети экологически чистого электротранспорта – трамваев и троллейбусов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram