Депутат Государственной Думы Российской Федерации Алексей Казаков в интервью «АН-Онлайн» рассказал о том, какова ситуация с ЖКХ в России, как её можно изменить, а также о том, всё ли решают кадры и есть ли в стране кадровый голод.
АН: ЖКХ в России уже прочно стала проблемой №1. Ее обсуждают, пытаются реформировать, но ничего не выходит. Вы входите в комитет ГД по ЖКХ, соответственно можете сравнивать – ситуация с этой отраслью в Смоленске и области насколько сопоставима с ситуацией в целом по стране?
А. Казаков: К сожалению, ситуация в сфере ЖКХ и в Смоленской области, и в России в целом очень схожа. И крайне критическая. Попадание этой стратегической отрасли жизнеобеспечения населения в частные руки привело ее к еще более стремительному развалу. Причем деградация шла и идет на фоне безудержного роста тарифов, застоя и часто падения качества коммунальных услуг.
Пожалуй, трудно найти еще одну такую сферу в экономике, где стоимость производимого продукта так стабильно растет на 12 - 15% в год. И это при том, что можно ничего не вкладывать в развитие. В результате - степень износа коммунальной инфраструктуры составляет сегодня по стране 70%-80%. Разве это не преддверие катастрофы? Государство в лице федеральных органов, регионов, муниципальное самоуправление, устранившись фактически от прямой ответственности за жизнеобеспечение населения коммунальными услугами, оставили граждан один на один с частными компаниями, которые в большинстве случаев занимаются не укреплением отрасли, а банальной выкачкой денег из кармана нашего и без того далеко не богатого населения.
АН: Большинство предложений относительно устройства жилищно-коммунального хозяйства носят какой-то утопический характер, выглядят неубедительно. Что нужно сделать, чтобы эта сфера стала работать на людей? Это вообще возможно?
А. Казаков: Вы точно подметили: шума, суеты вокруг вопросов современного устройства ЖКХ много, только итоги плачевны. Деятельность правительства России, да и нашего думского комитета в сфере наведения порядка в жилищно-коммунальной сфере - это как мёртвому припарки. Каждый шаг тут напоминает конвульсии в трясине, вроде бы пытаешься вырваться, а тебя засасывает все глубже. Нынешние нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в жилищно-коммунальной отрасли, всякого рода поправки в них на деле только усложняют ситуацию и запутывают население. Например, оплата и нормирование пресловутых общедомовых нужд, вздыбили, разозлили весь народ, поскольку власти опять позволили монополистам получать дополнительные сверхприбыли из кармана людей.
АН: Эта сфера традиционно является сферой влияния местных властей. По большому счету от них только это и требуется – делать жизнь населения более удобной. Почему они не справляются?
А. Казаков: Наши долгие и нудные усилия по внесению дополнений и изменений в 354 постановление правительства мало что изменило. Чтобы ЖКХ-сфера стала работать на человека, следует раз и навсегда определить, что она не может находиться в частных руках, что она должна быть территорией государственной региональной и муниципальной ответственности на ряду с образованием и здравоохранением. Необходимо провести разумную деприватизацию всех предприятий коммунального жизнеобеспечения населения. Нужны солидные государственные инвестиции в модернизацию отрасли, серьезная государственная целевая программа этого, установление заработной платы в данной сфере на уровне среднеотраслевой в промышленности по тому или иному региону. Первостепенно и важно также объявить мораторий на рост тарифов на газ, электроэнергию, все другие коммунальные услуги хотя бы на два-три года, в тарифную себестоимость включать только прямые затраты и вложения в средства производства.
Я бы также вменил в полномочия МЧС контроль за качеством жизнеобеспечения, особенно в сфере ЖКХ. Чрезвычайные ситуации лучше предупреждать, чем ликвидировать. Несомненно, нужно вводить ответственность, начиная с отрешения от должности до уголовной ответственности для губернаторов и мэров за ухудшение ситуации в жилищно-коммунальном комплексе, за непринятие мер по обновлению основных средств в нем, за необоснованный рост тарифов.
Сейчас ни один уровень власти не несет никакой ответственности за развал жилищно-коммунального хозяйства. По сути, региональные и муниципальные чиновники в этом вопросе - просто нахлебники.
Всё сказанное мною потребует значительного пересмотра Жилищного кодекса, ряда других законодательных актов, которые по сей день не лишены абсурдности в своем содержании.
АН: Недавняя отставка мэра Смоленска – с чем это связано?
А. Казаков: Отставка мэра Смоленска Александра Данилюка - это классический пример грызни за власть местной «Единой России». Два с половиной года назад она проталкивала своего выдвиженца в кресло главы города аж семь раз. Единороссы коллективно поддерживали все его решения, а сегодня также дружно от него отказались, обвинив в том, за что сами вчера и голосовали.
Подобные вещи могут происходить только в регионах с очень слабыми губернаторами. Назначенный на Смоленщину Островский ведет себя во внутренней политике области, как слон в посудной лавке. История с мэром Смоленска не первая. С момента своего правления Островский то пытается уволить всех глав муниципалитетов, достигших пенсионного возраста, то месяц спустя уже готов их клонировать и говорит о значимости этих руководителей для региона. То клеймит позором депутата городского Совета Ершова, который публично оскорбил малолетних узников концлагерей, называет его «недоумком», то приглашает его на разговор, как удалить Данилюка. В общем, какое-то раздвоение сознания, игра большого мальчика, дорвавшегося до высокого кресла, судьбами живых людей. Конечно, Смоленщина переживала и польскую оккупацию, и разруху Великой Отечественной войны, переживет и Островского, но потеряет пять лет в своем развитии. Это не предчувствие. Это вывод после его года сидения в должности.
АН: Сейчас часто говорят о кадровом голоде, который испытывает страна. Ваше мнение: в стране еще остались способные люди?
А. Казаков: Способные люди в стране остались, не все к счастью, уехали в места обетованные. Подрастает и молодежь. Но в стране отсутствует единая кадровая политика, нет законодательного препона той вакханалии, которая творится на всех уровнях власти, когда приходит новый начальник и начинает менять управленческие команды, начиная от своих заместителей и заканчивая чуть ли не самыми мелкими клерками. Это не позволительное расточительство – менять кадры чуть ли не каждые четыре-пять лет снизу доверху. Отсюда – непрофессионализм, разрыв преемственности, умножение ошибок, первостепенная забота не о деле, а о собственных тылах и благополучии. Да, выборность первых лиц – это замечательно. Обновление подходов, новые идеи и так далее. Но все работающие государственные и муниципальные служащие должны быть ограждены от субъективизма нового начальника, их оценка должна идти по четким результатам, по конкретным достижениям в курируемых направлениях.
Сегодня правдами и неправдами к власти часто пробивается посредственность. В том числе и на высшие должности. Выход вижу один - вернуть уголовную статью за вредительство. Президент своим указом определил 12 параметров оценки деятельности губернаторов. Правительство их конкретизировало еще по 42 позициям. Но вот прошел год, где и как отчитались главы регионов, какую получили оценку президента и правительства, узнали ли о ней жители? Кто-то из губернаторов достоин похвалы, кому-то пора дать государственную премию, но ведь есть те, кого надо отстранить от должности или вообще посадить в тюрьму. Это надо делать, публично, гласно и своевременно. Вот тогда всякого рода шуты, всякая серость не будет лезть во власть, а значит, Россия превратится в Отечество, во имя которого надо радеть денно и нощно, а не в кормушку для себя любимого и своих друзей и родственников.