Аргументы Недели. Москва → Общество

Волож: Нужно бороться с пиратством, а не с интернетом в котором оно существует

, 17:10

Основатель и генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож в интервью корреспонденту «АН-онлайн» раскритиковал принятие так называемого «антипиратского закона», который, несмотря на протесты, подписал президент Владимир Путин. Теперь провайдеры хостинга и владельцы сайтов должны будут удалять контент в течение двух суток после получения заявления правообладателя. Если владельцы сайта откажутся удалять его, то хостинг-провайдер обязан будет удалить его сам, либо заблокировать доступ к сайту. А также рассказал об образовательных программах, молодых талантах и социальных сетях.

- Сформулируйте ваше отношение к антипиратскому закону?

- С пиратством нужно бороться и это понимают все. Вопрос, как? Если у вас завелся таракан, может быть, и не надо посыпать кухню дустом слоем 10 см - вы не сможете на ней готовить. Бороться с пиратством нужно аккуратно. Я бы сказал, что нужно бороться с пиратством в интернете, а не с интернетом, в котором пиратство существует.

- Ваша компания с ним тоже борется?

- Если говорить о нас, то мы в течение многих лет пытаемся создать какие –то легальные музыкальные и видео сервисы, однако это очень не простой процесс.

- Ваша компания вносила предложения в этот закон?

- Да, но, к сожалению, в итоге ни одна наша поправка не была принята. А их, поверьте было не мало. Наши законодатели при разработке тех или иных норм совершенно не считаются с практиками.

- И даже не выслушивают?

- По-разному. Мы стараемся донести наши идеи, видения. Нас вежливо выслушивают, но в итоге все делают по-своему. Со своей законотворческой инициативой мы стучались во все двери от комитетов, до администрации президента и правительства.

- В чем на ваш взгляд слабость антипиратского закона?

- Его слабость в том, что он может быть применен как угодно. Если следовать его букве, то можно запретить все что угодно. Я, правда, надеюсь, что до этого не дойдет, но закон написан не очень аккуратно. Так, что пока остается только ждать начала его действия, тогда станет ясно, насколько он сырой. Это закон изначально нуждался в серьезной правке. Например, в нем была прописана и блокировка по ip вместо блокировки по адресу, и процедура обеспечительных мер, когда до решения суда можно было заблокировать всю службу. Согласно документу, правообладатель не обязан указывать, что именно нарушает его права, он может просто сказать заблокируйте все песни такого-то исполнителя, при этом где их искать— непонятно. Эта проблема перекладывается на наши плечи, и мы занимаемся поисками контента вместо поиска пиратов. Технически все то, что предлагается, мало реализуемо. Потому что ежесекундно создаются миллионы страниц в интернете и отследить их появление не реально.

- Если для компании риски в антипиратском законе?

- Не столько для компании, сколько в целом для отрасли.

- На ваш взгляд с появлением социальных сетей и «Твиттера», в этом плане все изобретено, или все только начинается?

- Всегда все только начинается. В 90 –е годы про интернет говорили, что все уже понятно и дальше ничего не изменится. Как видите все изменилось. В середине 2000 годов стали говорить, что есть «Яндекс», «Рамблер», «Майл», «Апорт», и что еще может появиться? А сегодня у нас есть «Контакт», «Фейсбук», «Твиттер» и много чего еще. Уверен, что через пять лет, мы с вами опять будем удивляться.

- Почему у «Яндекса» до сих пор нет собственной социальной сети?

- Мы делаем акцент на других продуктах, в частности на поиске. При этом работаем со всеми существующими ресурсами. Социальные сети - это чудо. Главное их преимущество это не интерфейсы и не алгоритмы, а люди, которые уже в ней есть, и чем их больше, тем лучше.

-Можно ли ваш проект «Яндекс.Пробки» назвать социальной сетью?

- Если только для приборов, а не для людей. Как только вы подключаете «Яндекс.Пробки», ваши данные о передвижении отсылаются на специальный сервер. Соответственно когда десятки и сотни человек движутся одновременно и в одном направлении, то мы понимаем, что происходит в городе. Информацию о дорожных авариях получаем либо из ГИБДД, либо от пользователей, сами пользователи отмечают в системе. Некоторое время назад, когда было мало пользователей, у нас по городу стояли датчики и мы ориентировались на их информацию. Но это были очень скудные данные. Теперь у нас приличная аудитория, а чем больше пользователей, тем лучше сервис.

- Вы много средств вкладываете в общеобразовательные программы. А реально ли в России вырастить своего Стива Джобса?

-В любой стране есть свои таланты – Стивы Джобсы, Ньютоны и Платоны. И в области интернета наши кадры очень хороши, потому что мы работаем на своих национальных сервисах, придуманных в России. Население без всякого насилия пользуется ими, потому что они сделаны качественно. А это значит, что у нас есть собственные Ломоносовы в этой области.

- На презентации в Петербурге вы заявили, что интернет-компания «Яндекс» вложила более 1 миллиарда рублей в образовательные программы для подготовки специалистов по интернет-технологиям за последние шесть лет. Неужели в России не готовят специалистов подходящих для вашей компании?

- В России, несмотря на миграцию специалистов, есть талантливые люди. У нас до сих пор существует очень сильная советская школа обработки данных, и есть фундаментальное технологическое образование в вузах. Нам не хватало надстройки, которая бы превращала этих людей в настоящих аналитиков данных. Поэтому в 2007 году мы открыли Школу анализа данных (ШАД), где организовали бесплатные двухгодичные вечерние курсы по анализу данных и машинному обучению. Сейчас филиалы ШАД работают в Санкт-Петербурге, Киеве, Екатеринбурге и Минске, также мы открыли заочные курсы для слушателей из других регионов России. В ближайшее время филиал Школы может появиться в Турции и в Новосибирске.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram