70 лет назад – с 5 июля по 23 августа 1943 года – проходила легендарная Курская битва. Её участники и очевидцы стали героями проекта нашей редакции – «Диалог поколений». Воспоминания фронтовиков о великих сражениях легли в основу сборников, которые мы с 2010 года выпускаем в России и Ближнем Зарубежье. «АН» представляют некоторые фрагменты из этих историй.
Лев Липович, лётчик:
– На Курской дуге около Старой Руссы партизаны условным сигналом из зажжённых костров запросили срочную помощь. Мы сели, не оповестив командование, чтобы не стать мишенью для немцев. Партизаны привели двенадцать отбитых у оккупантов мальчишек. Смотреть на них без содрогания было невозможно: кожа да кости в лаптях и лохмотьях. Делать нечего, закрепили десятерых стропами в пустых бомболюках, ещё двоих положили на пол в кабинах – и вперёд, через линию фронта! Перед посадкой нас чуть не сбили свои зенитки. Но рисковал не зря: все хлопчики вышли потом в люди, выучились, завели семьи, родили детей. Некоторые, по моему примеру, стали лётчиками и постоянно вели со мной переписку...
Александр Фадин, танкист,
Герой России:
– Сражение под Прохоровкой было очень напряжённым. 1200 танков сошлись на одном поле! Нашу 22 гвардейскую танковую бригаду вывели из фронтового резерва 6 июля. 12-го мы ударили по немцам. Представьте, как тысячи людей дерутся врукопашную, – здесь лоб в лоб столкнулись железные машины. Мне, молодому лейтенанту, не могло и привидеться, что можно попасть в такую бестолковую и в то же время организованную мясорубку. Думал, только бы не затереться и не наскочить на один из соседних танков, которые шли лавиной. Поэтому практически перед каждым выстрелом выглядывал из люка командирской башни, который, кстати, не закрывал, а держал на ремне. Когда первые два раза дал по целям, появился бешеный азарт! Вот это был бой!
Николай Кирток, лётчик,
Герой Советского Союза:
– 27 июля на рассвете я в группе восьми самолётов Ил-2 вылетел на своё первое боевое задание. Нужно было нанести удар по колонне танков, идущих в направлении Белгорода. Отлично потрудились наши лётчики! После их бомбо-штурмовых ударов горели хвалёные «тигры», «пантеры» и другие машины врага. Но немецкие зенитчики не дремали, ведя усиленный, прицельный огонь по самолётам нашей группы.
Вот Ил-2, летевший рядом со мной, наткнулся на трассу зенитного огня и пошёл к земле, волоча за собой столб дыма и огня. При следующем заходе на цель зениткой был подбит и мой самолёт, он загорелся в воздухе. Двигатель работал с перебоями, и самолёт терял высоту. Мне с трудом удалось сбить пламя, но смертельная опасность пришла с другой стороны.
Штурмовики атаковали немецкие истребители, радиопередатчика на самолёте не было, и я не мог вызвать свои истребители на помощь. Самолёт у меня был одноместный, поэтому задняя полусфера оставалась незащищённой. Длинная пушечная очередь прожгла его, кабина наполнилась дымом, двигатель замолк, самолёт, потеряв управление, упал на землю, содрогнулся от страшного удара, и наступила тишина.
Удивительно, но сильный удар не причинил мне большого вреда. Очнувшись, я увидел, что вокруг рвутся снаряды. Хотел выбраться из кабины, но фонарь заклинило. Я оказался в «мышеловке». Спустя некоторое время наши пехотинцы с трудом ползком добрались до места падения самолёта и освободили меня от вынужденного плена.
Вернувшись на следующий день в полк, я узнал, что однополчане уже считали меня погибшим. Думали: сгорел в воздухе. Они сами видели, как вражеские зенитки меня подбили. В первом бою – и такая осечка! Начало, прямо скажем, ни к чёрту. В голову лезли разные мысли, одна другой мрачнее. Таким было моё боевое крещение.
Пётр Брайко, партизан,
Герой Советского Союза:
– Подойдя к железной дороге Тернополь – Подволочицк, мы обнаружили, что по ней в день проходит на восток по 49 гитлеровских эшелонов с «тиграми», «пантерами» и «фердинандами». От железнодорожников удалось узнать, а Совинформбюро подтвердило, что все эти эшелоны катят к Орлу и Курску. Тут же решили парализовать главную ж/д артерию фюрера. В ночь на 7 июля мы взорвали два моста под Тернополем. Переодели своих людей в немецкую форму, представились инженерами, сняли охрану и привесили взрывчатку. Взрыв! Моста нет. Этими «маленькими пакостями» мы за 1500 километров от фронта остановили пятьсот танков, идущих к Курску. Чтобы уничтожить 1,5 тысячи ковпаковцев, Гитлер бросил 60 тысяч, которые тоже должны были воевать под Курском.
Вскоре я неожиданно получил приказ: любой ценой не допустить прорыва немцев к своему штабу. У меня 200 бойцов, им надо остановить 15 тысяч гитлеровцев с танками и артиллерией.Первая мысль была: «Батеньки, смерть наша пришла!» Но, осмотрев горное ущелье в Карпатах, я понял: нам поможет местность. Ущелье узкое, длинное, там протекает река, а к штабу идёт булыжная дорога. Чтобы остановить танки и артиллерию, уничтожили четыре моста. Иначе бы нас в пять минут «смяли». Пехоту «принимали» из засады. За 10 минут расстреляли батальон, за три дня, кочуя по ущелью, перебили 7 таких батальонов! Я со своей стороны не потерял ни одного человека. А всё засада, она, родимая, спасала!
Александр Выборнов,
лётчик, Герой Советского Союза:
– Вечером 13 июля 1943 года нашему полку была поставлена боевая задача: с рассвета прикрыть советские войска на Белгородском направлении. Командир полка принял решение выполнять задачу поэскадрильно, в боевых порядках иметь только подготовленных лётчиков, «стариков».
Первую группу, шедшую под руководством капитана Ворожейкина, усилили лётчиками других эскадрилий. Моё место определено чётко: ведомый у командира группы. Набрали высоту 2000 метров и пошли в заданный район в боевых порядках: ударная группа – 6 Як-7б, группа прикрытия – 4 Як-7б. Патрулирование осуществляли в районе Богородицкое, Белинхино, Шахово. Первый заход прошёл в спокойной воздушной обстановке, а на втором заходе мы заметили приближение целой армады: 40–50 бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей Me-109.
Ведущий нашей группы капитан А. Ворожейкин подал команду группе прикрытия: «Прикройте, иду в атаку». Заметив нас, стрелки «юнкерсов» открыли сильный огонь из турельных установок. Держаться около ведущего, который резко маневрировал, мне становилось трудно. Как ты за ним, таким шустрым, угонишься? Капитан Ворожейкин снизу на дистанции 20–30 метров даёт очередь и сразу же поджигает Ю-87, который после невольного разворота в шлейфе дыма падает вниз. Даю очередь по крайнему Ю-87, но безрезультатно. На второй атаке теряю ведущего, ибо всё смешалось в один клубок: «Яки», «юнкерсы», «мессершмитты»... На выходе из пикирования вижу перед собой Ю-87, сближаюсь вплотную и даю продолжительную очередь. Клубы чёрного дыма – и объятый пламенем немецкий бомбер пошёл к земле. Ещё несколько минут продолжается бой с «юнкерсами», а затем нас связывают истребители Me-109. Я нахожусь в их гуще. Одна из очередей эрликонов Me-109 разбила мне консоль плоскости, чувствую, удар нанесён по хвостовой части.
Однако «Як» устойчиво держится в воздухе и послушен рулям управления. Делаю глубокий вираж, а сзади меня догоняют трассы огня от Me-109. Убираю сектор газа двигателя, и мой «Як» завис и как будто остановился. Атакующий истребитель проскочил вперёд и оказался в прицеле. Нажимаю гашетку, и сноп моего огня достигает цели – Me-109 сбит!
Воздушный бой закончился, горючее на исходе. Настроение плохое, хотя сбито два самолёта противника. Что с моим ведущим, как закончился бой? Куда лететь? Компас крутится от знаменитой Курской магнитной аномалии, да плюс закрутка от карусели в воздушном бою. Пока я торопливо анализировал в уме ситуацию, мимо проскочили несколько «Яков» с белой полосой. Видимо, после боя в расстроенных боевых порядках тоже следуют домой. Значит, курс взят мною правильно, и через 12 минут я оказался в районе своего базирования.
После посадки уточнил итог боя. Фашисты потеряли 9 самолётов. Наши потери – один лётчик и подбитый капитан Ворожейкин, который вышел из боя и сел вне аэродрома на фюзеляж.
Я виноват перед ним, но вместо гневного разноса капитан молча, но строго посмотрел на меня, и я понял, что мой азарт мог обойтись ему дорого. А значит, и нам всем... И ещё раз осознал, какой железной самодисциплиной должен обладать хороший ведомый.
Выпуск издания осуществлён при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.