Польша - европейская страна, которая понимает Россию
30 июня 2013, 14:56 [«Аргументы Недели», Олег Павлов, Москва ]
Русского человека в Варшаве сейчас редко встретишь. Много англичан, японцев, китайцев и, особенно немцев. А вот наших соотечественников почти не видно. Экономические и туристические интересы россиянина сейчас устремлены либо дальше – в Западную Европу, либо на теплые азиатские берега. «Курица - не птица, Польша – не заграница», говорили в царские времена. Наверное, это тоже в сознании народа закрепилось. Да и в советское время страны соцлагеря считались заграницей второго сорта. Эта особенность психологического восприятия остается верной, кажется, до сих пор.
Но данное наблюдение совершенно не верно для Поморского воеводства – региона трехградья. Гданьск, Гдыня и Сопот, хорошо и с успехом освоены жителями Калининградской области. Из российского анклава люди устремляются в польские магазины – продукты и одежда потрясающе дешевые - бутылку прекрасного итальянского вина можно взять за 13 злотых (130 рублей), а родное «Советское игристое» и вовсе стоит 5,35 злотых (53 рубля). Поляки, в свою очередь, едут в область за бензином и сигаретами. По некоторым оценкам, россияне в прошлом году оставили в этом польском регионе до 6 млрд рублей. Но экономические интересы уже давно перестали быть главными, свободный проезд через границу позволяет просто проводить время в приграничных городках. От Калининграда до Гданьска чуть более 100 км, это такое же расстояние как от Красной площади до Коломны. А ресторанчики в старом Гданьске очень милы и не дороги – на 250-300 рублей можно очень вкусно поесть. Мы, например, жили в гостинице, здание которой было построено чуть ли не в XV веке. Но абсолютно удобная, с современной инфраструктурой. И в то же время, чувствуется, история не искаженная штукатуркой, бетоном и уплотнительной застройкой. Ради этого тем же калининградцам стоит ездить на выходные.
Кстати, мнение, будто поляки относятся с предубеждением к России и недолюбливают русских, оказалось мифом. Отношение к россиянам чрезвычайно доброжелательное. И это касается не только Гданьского региона, который буквально молится на Калининградскую область, но и центральных областей – той же Мазовии и Варшавы. Как-то так получилось, что польский я знаю не очень хорошо. С грехом пополам вопрос прохожему задавать удавалось, а вот уточняющий вопрос вводил меня в столбняк. Но стоило только заговорить по-русски, как лицо расплывалось в улыбке: «Rosyjski?». «Российски, российски», кивали мы. И паны и пани, часто нарушая свои первоначальные планы, буквально за ручку вели на нужную улицу.
Еще лучше ситуация в польских склепах (sklepie – магазин). Если общение вызывало затруднение, то продавцы предлагали перейти на русский язык и совершенно спокойно обслуживали. За все дни, а мы общались с колоссальным количеством людей – как официальными лицами, так и просто горожанами, ни разу никто и ни при каких обстоятельствах не выразил нам своего неудовольствия от нашего пребывания на территории Польши. Исключение составляют только пограничники на паспортном контроле, но там у них работа такая – подозревать всех подряд.
Говорят, что отношение к русским сильно улучшилось после трагедии в которой погиб президент Качинский и многочисленная элита - на рядовых поляков очень сильное впечатление произвела реакция простых россиян. Газеты в то время печатали десятки писем со словами поддержки и сочувствия. Искренних. В Польше это запомнили.
«Пилька ножна» как двигатель прогресса
Олимпиада, Универсиада, саммит АТЭС, тысячелетия со дня основания городов и юбилеи вхождения в состав страны – отличный повод попытаться развить регионы. А также настоящий праздник для чиновников и аффилированных бизнесменов. Но и жителям территорий, где это проводится, тоже кое-что перепадает. Для радикального обновления чаще всего нужен повод. Если думаете, что так только в России, то это не верно. Для Польши проведение чемпионата Европы по футболу (футбол по-польски piłka nożna) в 2012 году также послужило хорошей причиной улучшить инфраструктуру городов, которой они не преминули воспользоваться. А заодно опыт поляков послужил поводом, чтобы понять, что же сейчас происходит в этой стране. Она оказалась настолько близка к России, что мы совершенно не знаем о внутренней жизни страны и самих поляков. Получается, чтобы увидеть что происходит буквально под окном надо сильно высунутся.
Но вернемся к Евро-2012. Вице-президент (вице-мэр) Гданьска Анджей Бояновски так прямо и заявил – город от проведения чемпионата прямых доходов не получил, но зато заметно улучшил свою инфраструктуру. Поэтому они чрезвычайно довольны.
Довольны также и тем, что местный бизнес получил выгодные контракты, на которые в иное время просто не мог рассчитывать. Причем от дорожных фирм до продавцов пива. Президент общества «Гданьские коммунальные инвестиции» Рычард Трыкоско рассказал «Аргументам недели», что компании, которые входят в эту организацию строили и реконструировали дороги к новому стадиону и аэропорту. Проложили новые трамвайные пути, пустили новенькие бесшумные вагоны, кстати, польского производства. Впрочем, иностранцы тоже участвовали.
Собственно это как раз две проблемы, которые приходилось решать при подготовке к Евро-2012 – транспорт и спортивные объекты. В Гданьском и Варшавском аэропортах построили новые терминалы, особое внимание обратили на безопасность пассажиров, о чем и рассказала вице-президент правления (в Польше все президенты и вице-президенты) гданьского аэропорта им. Леха Валенсы пани Можена Крефт. Особенно здесь гордятся пожарной машиной за 1 млн евро. Оказывается, она может тушить огонь даже внутри салона самолета. Штука нужная.
Стадион в Гданске называется PGE-Arena. Это фирма такая PGE, которая выиграла тендер за право на название. Но только на 5 лет. По окончании срока нужно вновь участвовать в конкурсе. Такая аренда названия стоит недешево – несколько миллионов евро. И это один из способов окупить содержание стадиона, которое все равно пока убыточно и составляет примерно 4,5 млн злотых в год (45 млн рублей). Собственно это одна из серьезнейших проблем – спортивные сооружения, возведенные для грандиозных событий, потом оказываются почти не востребованными, а их содержание ложится тяжким бременем на местные власти. В Португалии один такой стадион-красавец даже вынуждены были разобрать. Поэтому зарабатывают, как только возможно. Это и привычные для России концерты заезжих звезд, и сдача помещений в аренду и, даже экскурсии. Такие экскурсии польской ребятни мы видели и в Гданьске и в Варшаве. Специально для этого выставлены некие атрибуты с автографами знаменитых футболистов, куда устремляются поклонники данного вида спорта. Ну и просто посмотреть интересно – на раздевалки, подсобки и прочие служебные помещения. Кстати, на варшавском стадионе даже КПЗ (камера предварительного заключения) для особо буйных фанатов имеется. Тоже пользуется популярностью у экскурсантов. Но нас туда не повели.
Пиво на безопасность не влияет
Судьба двух стадионов – в Гданьске и Варшаве – разная и схожая одновременно. Гданьская PGE-Arena возникла практически на пустыре. Был в городе, в индустриальном районе такой закуток, забытый Богом и не очень любимый людьми. Но, в общем-то, рядом с центром города и железной дорогой, да и до аэропорта по прямой недалеко. Вот здесь и построили стадион. Нам не повезло, были в штормовую погоду, а так он похож на янтарь, на солнышке весь так и сияет. Красиво.
А напротив возвели международный выставочный центр. Во время Евро-2012 там пресс-центр был, прочие службы, на площадке одна из фан-зон располагалась. Теперь вот тут выставки проводят.
Кстати о фан-зонах. Штука это крайне важная, как выясняется. Это как курятник – все фанаты в одном месте, за ними легко наблюдать, шибко по городу не расползаются, от безделья стены не расписывают. Тут им музычка, а для тех, кто не попал на стадион монитор с трансляцией матча и море пива. И море туалетов – 280 было. Организаторы рассказали, что норма отпуска одной кружки в Гданьске была не более 1 минуты, а всего продали 120 тысяч литров. Впечатляет.
Любопытная деталь. Кто-то из коллег поинтересовался у отцов Гданьска не ограничивали ли они продажу спиртного на время мундиаля? Вопрос не поняли, пришлось разъяснять. Все равно не поняли, но очень удивились. По их мнению, спиртное никак не сказалось на безопасности мероприятия, а принесло большой доход торговле, а через налоги и всем заинтересованным сторонам. Кстати, говорят, что рекордсменами по выпивке и оставленному после себя мусору были ирландцы.
Более того, происшествий было гораздо меньше, чем в будние дни. В том числе и среди русских. Вообще, задержанных полицией и стражей миастовой (что-то вроде муниципальной полиции) были единицы, причем, что в Гданьске, что в Варшаве. На это обратила внимание руководитель Центра безопасности Варшавы Эва Габор. Лихая дама в брючном костюме руководит мужским коллективом так, что ей все подчиняются с удовольствием. А кто без удовольствия, то она, как рассказывают, не снимая улыбки с лица такую шпильку вставить может, что мало не покажется.
Самое ценное – жизнь варшавянина
Центр безопасности Варшавы – организация, аналогов которой в России найти сложно. В какой-то степени его можно сравнить с МЧС, но параллель не полная, хотя и дает отдаленное представление о функции этого городского органа. Главная его цель – обеспечить безопасность варшавянина, и не важно от кого и как эта угроза ему исходит.
Вся трехмиллионная столица Польши снабжена большим количеством видеокамер, все камеры выведены на большой экран в зале оперативного реагирования. Там же находятся сотрудники различных ведомств – полиции, стражи миастовой, пожарной стражи, скорой помощи и различного рода коммунальных служб. В спокойный будний день это не более 4-5 человек.
Самым неожиданным здесь является то, что у Центра практически нет полномочий, его руководитель Эва Габор может лишь сделать выговор за позднее прибытие к месту происшествия или некачественно выполненную работу. Но вот представители служб, которые дежурят здесь, в отношении своих сотрудников такими полномочиями обладают и могут отдать необходимые распоряжения, если произошло что-то незначительное, или же немедленно связаться со своим руководством и доложить о происходящем.
Жизнь человека – абсолютный приоритет Центра. Если оператор видит на мониторе, что полиция применяет чрезмерную силу по отношению к человеку, которого хочет задержать – например, ему заламывают руки, когда тот не сопротивляется – то, этим полицейским немедленно позвонит их коллега, который находится в зале и может воочию наблюдать происходящее.
В случае больших мероприятий зал заполняется представителями самых различных служб. Во время проведения Евро-2012 тут присутствовали железнодорожные и авиационные чины. Однажды железнодорожники получили серьезный выговор за то, что незначительно задержали подачу электрички и на перроне скопилось большое количество болельщиков, что вполне могло закончится давкой. Больше такого не повторялось.
Рассказали и недавний случай. Оператор Центра обратил внимание, что котлован строительства метро стал оползать. Разрушался он медленно и для глаза почти не заметно, однако просмотр видеозаписи четко показал – оползень движется в сторону жилого дома. Немедленно были остановлены все работы, жильцы дома эвакуированы и вернулись в только тогда, когда угрозу ликвидировали, а стенки котлована укрепили. Жизнь людей важнее любых затрат.
Не менее значительный эпизод вновь связан с Евро-2012. Тогда российские фанаты 12 июня решили отметить мирным маршем по центру Варшавы к стадиону. Польские фанаты, устроили провокацию, завязалась драка. Именно из Центра велось руководство действиями силовиков по разделению двух группировок, что в конечном итоге и удалось сделать. Кстати, польские власти считают виновной стороной именно своих соотечественников – в основном скинхедов, они уверены, что российские болельщики были настроены достаточно мирно. Именно поэтому, практически все задержанные были именно с польской стороны, впоследствии они предстали перед судом и понесли наказание. По словам Эвы Габор, многочисленные камеры наблюдения позволяли видеть картину происходящего в целом, а их высокая чёткость дала возможность разглядеть каждый эпизод в отдельности.
Политика Польши
Вопреки сложившемуся в России мнению, в Польше к нам относятся с большой симпатией. Среди запланированных в Польше встреч у нас сорвалась только одна – с заместителем министра иностранных дел. Срочно вылетел в Китай. Нынешнюю политику, которую проводят президент Бронислав Комаровский и премьер-министр Дональд Туск можно охарактеризовать как прагматическую. Поэтому заметно стремление властей наладить отношение с восточными странами, Россией и Китаем в первую очередь. Польша активно поддерживает идею безвизового режима между Россией и Евросоюзом. Готова содействовать бизнесу для взаимного проникновения в страны. Хотя антироссийская риторика периодически возникает, но исходит она обычно из уст оппозиции и имеет примерно такую же функцию как антиамериканизм в России – все слушают, но всерьез никто не воспринимает, отношений сворачивать не собираются.
Вообще, чтобы понять, как строится польская политика необходимо знать характер этого народа. Здесь развит культ здорового национализма. Главное для поляка – это Польша. Это прививается в детском саду, первое слово, которое учатся читать в школе – Польша. В каникулы непрерывные экскурсии – малыши в зеленых жилетках и с мороженным, старшеклассники, которые слушают гида, а не разбегаются с гиканьем по закоулкам Старого Миаста. Национальные флаги, белые орлы по зову сердца, а не потому, что так положено. К тому же, у поляков нет того синдрома, который наблюдается в Прибалтийских странах, они не считают себя «маленькими и ущербными», а потому могут с достоинством и вполне доброжелательно относиться к другим народам.
Поляки считают себя самодостотаточным народом и это заметно в мелочах. Россиянину бросается в глаза фатальная чистота на улицах. На улице можно курить, на каждом углу продают мороженое, но ни окурка, ни фантика на тротуаре нет. И это при том, что ни в Варшаве, ни в Гданьске мы не встретили ни одного гастарбайтера. Их попросту нет. Дворники, строители, садовники в парке на крыше библиотеки Варшавского Университета – все это сами поляки. Просто они любят себя и свою страну.
Инвестициям нужен повод
Игры чемпионата Европы-2012 в Польше проходили в 4 городах – Варшаве, Гданьске, Вроцлаве и Познани. Самым главным при подготовке стал транспорт – сотни тысяч болельщиков на это время устремились в эти города. Поэтому нужно было реконструировать аэропорты, вокзалы, прокладывать новые автомобильные дороги.
Если в 2007 году, на момент принятия решения о проведении Евро-2012, в Польше было 674 км автомагистралей, из которых скоростными считались 270, то через 5 лет уже 1200 км автомагистралей и 820 км скоростных дорог. Заместитель министра транспорта Польши Мачей Янковски «Аргументам недели» назвал три причины, почему это стало возможным: принятие специального закона упрощающего процедуру получения земельных участков под дороги, создания надежной системы финансировании, принятия закона об охране окружающей среды. Прямо как в Сочи. Правда, в Польше некоторые участки открывались буквально за часы до начала чемпионата, но дороги пока служат, вместе со снегом не растаяли.
По словам пана Янковски если проблемы и возникали, то с подрядчиками. Иногда приходилось проводить тендер заново, поскольку у фирм не оказывалось нужных оборотных средств – начало строительство пришлось на разгар экономического кризиса. Поэтому и были задержки. Хотя строительство велось на условиях софинансирования, почти как в России. Вот только роль федерального бюджета выполнял Евросоюз и его доля частенько была меньшей. Так что основная нагрузка ложилась на подрядчика, а умение этого инвестора саккумулировать деньги становится главной. И жесткая, если не сказать жестокая отчетность. Поскольку коррупция в Европе не развита, то такая схема работает.
Как результат, многие болельщики и команды, чьи матчи проходили на территории Украины предпочитали жить в Польше. Здесь проживание было заметно дешевле, а развитая транспортная инфраструктура позволяла передвигаться без проблем.
В Польше рецессии не было
Надо сказать, что в целом экономическая ситуация в Польше заметно лучше, чем во многих странах Евросоюза. Статс-секретарь и заместитель министра экономики Польши Анджей Тыхонь не без гордости показывал корреспонденту «Аргументы недели» графики из которых было видно, что в прошлый кризис 2008-2009 гг его страна была единственной в Восточной части ЕС, которая осталась в «зеленой зоне». В Польше традиционно развиты пищевая и легкая промышленности, тут производят автобусы и чудесные бесшумные трамваи, которые производили на нас неизгладимое впечатление на улицах Гданьска и Варшавы.
Из всех стран Восточной Европы, которые оказались теперь членами ЕС, Польша выглядит наиболее предпочтительно в экономическом плане. В 2011 году ВВП страны составил 623,7 млрд евро. Это пока в 4 раза меньше, чем в Великобритании (1715,7 млрд), но уже больше чем в Голландии (548,7). Но при этом, если брать восточную часть ЕС, то экономика Польши составит 1/3 часть.
Есть еще один момент, который представляется очень важным – поляки готовы инвестировать и в Россию. Анджей Тыхонь говорит, что им особенно интересны регионы, а не только Москва и Санкт-Петербург. Может, стоит российским региональным властям подумать и пригласить поляков туда, где это возможно?
Когда-то Польша тоже была империей, короны которой не гнушались французские и шведские принцы. С тех пор она пережила неоднократное расчленение, полное уничтожение государственности и возрождение. Поляки раньше британцев и французов пережили постимперский синдром и остались гордой и самодостаточной нацией. России есть чему поучиться у этой страны.