Гозман: Честь сравнения СМЕРШ с СС принадлежит не мне
16 мая 2013, 14:17 [«Аргументы Недели», Елена Грищенко ]
Хорошо бы, чтобы начатый в четверг Госдумой процесс проверки высказывания директора по гуманитарным проектам Роснано Леонида Гозмана о СМЕРШе завершился в суде, надеется попавший в зону внимания депутатов политик.
«Честь сравнения Сталина, НКВД, СМЕРШ-НКВД, с одной стороны, с Гитлером, СС и гестапо – с другой – принадлежит не мне. Эти сравнения приводили выдающиеся наши сограждане Александр Солженицын, Василий Гроссман, Лев Ландау и многие другие. Так что я в хорошей компании здесь», – напомнил он газете «Взгляд».
12 мая Гозман в Живом Журнале опубликовал пост «Подвигу солдат СС посвящается...».
Начав с фантасмагорического заявления о выходе на федеральных телеканалах сериала о войне – «СС», герои которого – «не палачи из Освенцима, не садисты и не насильники, а простые ребята, попавшие во фронтовые дивизии СС случайно, может быть, за лучшую, чем у других, физическую подготовку или более арийскую внешность», блогер тут же дезавуировал собственное сообщение.
«Конечно, я все это придумал, извините. Не может у нас выйти такой фильм, да еще и с таким названием. И в Германии не может – немцы, родившиеся через много лет после того кошмара, до сих пор стыдятся мундира СС», - уточняет он.
Однако, поясняет Гозман, в минувшие майские дни на экраны в России вышел сериал СМЕРШ. «У СМЕРШ не было красивой формы, но это, пожалуй, единственное их отличие от войск СС. Впрочем, есть еще одно – боевых частей у СМЕРШ не было, СМЕРШ специализировался только на борьбе со шпионами и внутренними врагами, в атаку они не ходили. Я не знаю, скольких они расстреляли, скольких отправили на смерть в наши лагеря? - утверждает блогер. - Не сомневаюсь при этом, что и в СМЕРШ были честные солдаты. Вот только случилось так, что служили они в структуре, не менее преступной, чем СС. И само это слово – «СМЕРШ» – должно стоять в одном ряду со словами «СС», «НКВД» и «гестапо», вызывать ужас и отвращение, а не выноситься в название патриотических боевиков».
15 мая «на сайте «Комсомольской правды» очень долго провисел подзаголовок статьи, посвященной вашему покорному слуге: «Порой жаль, что из предков нынешних либералов не сделали абажуры», – напомнил сегодня директор по гуманитарным проектам Роснано «Взгляду». – Эсэсовцы из человеческой кожи делали перчатки, ремешки, сумочки и абажуры. Они развлекались таким образом. Это было одним из оснований для Нюрнбергского трибунала, чтобы признать СС преступной организацией. Но на это высказывание Государственная дума никак не отреагировала. Она защищает Сталина, но спокойно относится к высказыванию, которое оскорбляет, по-моему, всех».
В тот же день вице-спикер, единоросс Сергей Железняк призвал Думу вернуться к рассмотрению законопроекта об уголовной ответственности за реабилитацию нацизма, оправдание фашизма и попытки пересмотра итогов Второй мировой войны. Такие заявления, объяснил депутат товарищам, делает на фоне празднования Дня Победы «несистемная оппозиция, болотный бомонд, оскорбляющие ветеранов, глумящиеся над нашими традициями, издевающиеся над памятью нашего народа».
«Они говорят о том, что им ненавистны парады, они считают, что георгиевская ленточка — это фетиш, что неизвестно, что было бы лучше для нашей страны: победа нашего народа либо победа Гитлера. Они считают, что вправе ставить под сомнение нашу победу в Великой Отечественной войне. И даже есть такие слова: «Патриоты, горите в аду со своими парадами. Если вам нужна великая страна, ложитесь под танки», - возмутился Железняк.
16 мая Совет Госдумы поручил проверить высказывания Гозмана в личном блоге трем комитетам — по информационной политике, по обороне и по безопасности.
***
В то время как Дума и оппозиция обвиняет друг друга в отсутствии патриотизма, председатель Буддийской традиционной Сангхи России, хамбо-лама Дамба Аюшеев объяснил Русскому Репортеру:
«В буддизме есть об идеальном человеке представление. В свое время Нагарджуна написал письмо радже Удаяне. Он сказал: «Чтобы руководить страной, человек должен обладать семью драгоценностями»…
Самое низшее, что у человека есть, — это ум…
Если человек ставит ум выше всего, из него получается кто? Все диктаторы, которые стояли во главе наших государств, обладали умом. Никто не скажет, что Гитлер был дураком. Это были умные люди, они сумели уничтожить целые народы и целые страны. Ум — самая последняя из драгоценностей.
За ним стоит совесть человека. Совесть — это когда он контролирует самого себя. Как он относится к самому себе. За ней идет стыд. Я приезжаю в деревню на джипе, одетый в барскую одежду. Хожу и говорю: я могу вас купить, я могу вас продать. У такого человека что? Нет стыда.
За стыдом идет желание учиться. Вот я с Серегой разговариваю, говорю интересные вещи, но в глазах Сереги не вижу никакого огня. Человек не хочет учиться. За желанием учиться идет душевное богатство. Человек должен быть щедрым. Если он не щедрый, это не великий человек.
Выше щедрости стоит клятва. Если я ляпнул, что убью его, я должен убить. Приходит чиновник и говорит: я обещаю построить в вашем селе водопровод. Ага, его выбрали, через пять лет он приходит и что говорит? Выберите меня заново, да? Кто-то вякнул: вы же обещали водопровод — не провели. Он же слово дал! А его снова выбирают.
Но самое высокое, что есть, — это вера. Ум, совесть, стыд, желание учиться, душевное богатство, клятва и вера — нет этого: это плохой человек.