СМИ о Пономареве: хочешь критиковать власть, не бери бюджетные деньги!
30 апреля 2013, 16:29 [ «Аргументы Недели» ]
Газета «Наша Версия» отвела разворот скандалу с выплатой 750 тыс долларов депутату Илье Пономареву. Издание отмечает, что пламенный оппозиционер в погоне за деньгами, забыл главный принцип: «чтобы разоблачать и критиковать власть и коррупцию в ней, надо самому быть кристально чистым. Или, по крайней мере, ни играть в сомнительные игры с бюджетными деньгами, выделенными на государственные программы правительством, которое ты так критикуешь». Теперь такая «забывчивость» обойдется депутату очень дорого.
Судя по материалу, который публикует газета, Илья Пономарев никогда не отличался разборчивостью и принципиальностью в вопросах получения денег. Но тут – судя по всему – он перешагнул некую «красную линию». Неслыханный гонорар, который эсер получил в Сколково, возмутил российскую профессуру и заинтересовал Следственный комитет.
Напомним, речь идет о двух договорах - на написание научной работы и прочтение 10 лекций. Как отмечает «Наша Версия», такие гонорары не платят даже ученым с мировым именем. Например, ведущие специалисты Массачусетского технологического института довольствуются суммой в шесть раз меньшей. А ведь у Пономарева даже не было высшего образования…
О том, что и как он говорил слушателям, можно судить по отчетам и стенограммам. Одна из них относится к заседание Общественной палаты 30 сентября 2011, когда там прошел круглый стол по теме «ИТ-инкубатор. Среда инноваций». Пономарев там заявил дословно следующее: «То есть, ну вот есть тут Сколково, да. Я с удовольствием все свои проекты посылаю в Сколково, потому что я считаю, что с одного там льготы, глядишь, еще и грант получим… Вопрос, приду ли я в качестве инвестора в Сколково? Да черта с два я туда приду в качестве инвестора! Потому что я понимаю, что люди, которые там находятся, ни хрена не понимают в инновациях и не отвечают за те деньги, которые они вкладывают».
И после этого он, не стесняясь, берет деньги от инновационного центра?
Как отмечают эксперты, много вопросов и к менеджменту «Сколково». «Если менеджмент фонда так высоко оценил знания и опыт Ильи Пономарева, если посчитал, что он может донести свое знание до других в какой-то особенно доступной форме и тем самым оптимизировать работу проекта, окончательно и бесповоротно сделав его инновационным, – то к уровню компетентности этого менеджмента также должны возникнуть вопросы», - пишет политолог Алексей Мухин в авторской колонке в «Независимой газете».
Что же так заинтересовало Следственный комитет? Как выясняется, Пономарев привлек для написания, заказанной ему работы других специалистов. Что, в свою очередь, полностью противоречит одному из пунктов заключенного со «Сколково» договора. Речь идет о пункте 8.1. допсоглашения, согласно которому «Исполнитель не вправе передавать свои права и обязанности по настоящему договору третьим лицам без предварительного письменного согласия Заказчика». Пономарев же неоднократно прибегал к помощи других экспертов. И даже взял за основу своего текста работу, подготовленную Нью-Йоркской академией наук.
Много вопросов есть и к самим лекциям. По данным журналистов «Версии», некоторые из них он даже не сумел толком провести. Одни были не по теме, другие длились меньше 15-ти минут, хотя за каждую было заплачено 30 тысяч долларов. «Большинство лекций, по которым он отчитался перед Сколково, на наш взгляд были, мягко говоря, странными», – пишут журналисты.
В новом номере журнала «Компания» свою точку зрения на этот скандал высказывает известный политолог и директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий: «Однажды в личной беседе со мной депутат Государственной Думы Илья Пономарев произнес фразу, которая, по его мнению, характеризует многие события, происходящие в стране. Фраза звучала так: «Для того чтобы один рубль украсть, девять рублей надо неэффективно потратить». Сейчас, перечитывая сообщения о скандалах, сотрясающих проект «Сколково», трудно не согласиться с подобной формулировкой. И, к сожалению, Пономарев, видно, тоже ее крепко усвоил, так сказать, на подсознательном уровне».
Журналисты «Версии» считают, что усвоил он подобный подход еще раньше. «Об этике, ну или на худой конец некоей последовательности, в деятельности Ильи Пономарева говорить не приходится», – отмечает издание.
Журналисты анализируют профессиональный путь Пономарева и здесь просто нельзя не удивиться тому, как он легко он перескакивает из одной области в другую.
В 1996 у Пономарева в активе торговля компьютерами. Потом вдруг он становится сотрудником западной транснациональной корпорации Schlumberger. Потом переходит в ЮКОС, где руководит компанией Сибинтек. Зона его ответственности – киберсквоттинг. О том, насколько это было успешно, говорит тот факт, что из 80 доменов второго уровня в зоне RU, Сибинтек смог продать лишь два. Потом – феерический «поход в политику».
В июне 2002 после подписания неофициального предвыборного соглашения между КПРФ и ЮКОСом возник Информационно-технологический центр (ИТЦ) ЦК КПРФ, главой которого стал руководящий сотрудник структур ЮКОСа Илья Пономарёв. По одной из версий, Пономарев в КПРФ, с подачи шефов ЮКОСа намеревался «приватизировать» партию и выдвинуть от нее (либо от широкого левого фронта) Ходорковского, сидевшего в тот момент в СИЗО, кандидатом в президенты на выборах 2004 года. Затея провалилась, а в январе 2004 года ЦК КПРФ специальным постановлением ликвидировал ИТЦ как «структуру, дискредитирующую партию».
После выяснения всех этих подробностей, движениям и партиям, которые принимают Пономарева в свои ряды, можно только посочувствовать.