Аргументы Недели → Общество № 15(357) от 18.04.2013

Панибратство «Кольца»

, 16:22

Маршрут «Золотое кольцо России» ожидает расширение: помимо восьми классических городов под знаменитый бренд могут принять в два раза больше. И сегодня Владимир, Суздаль, Ярославль, Иваново, Кострома, Ростов, Переславль-Залесский и Сергиев Посад не выглядят первоклассным туристическим товаром. А с появлением «новых членов» бренд окажется окончательно дискредитирован. Общая проблема туристических древнерусских городов – они тратят слишком много усилий, чтобы влезть в федеральные программы. И не совершают элементарных вещей, которые доступны им самим.

Без царя в голове

Столице Золотого кольца Владимиру повезло: его главные достопримечательности расположены в центре, их можно обойти за полтора часа. Железнодорожный и автобусный вокзалы находятся на одной площади – от них до кафедрального Успенского собора меньше километра вверх по холмам. Но вот беда – в начале апреля ни одна дорожка не посыпана песком. Хотя только прошёл дождь, тротуары обледенели. От вокзалов на холм ведут две удобные лестницы с перилами, но они чуть в стороне, и ни одного указателя. В итоге туристы прут по кратчайшему пути – по обледеневшей тропинке без перил. Разумеется, информационного центра, который просто напрашивается у двух вокзалов, тоже нет.

– Туроператоры на местах часто полагают, что раз у них есть несколько древних церквей, то к ним вот-вот поедут автобусы с деньгами, – говорит глава туристической компании Виктор Сподобаев. – Но для большинства туристов утомительно посещать десять храмов за день и слушать истории жизни их преподобных настоятелей. Людям нужен качественный отдых. Встречаются удачные примеры вроде Выборга: тут и ранчо с индейцами, и прогулки на яхте, и рыцарские турниры, и филиал Эрмитажа. А самое главное: гость своевременно обо всём узнаёт в инфоцентре – получает бесплатные проспекты, карту города, консультации. Инфоцентр, кстати, является частным и рентабельным предприятием, от властей требуется лишь немного помочь организационно.

Село Боголюбово в двух километрах от Владимира известно Боголюбским женским монастырём и церковью Покрова на Нерли. Но в двухстах метрах от Покрова кто-то додумался проложить высоковольтку, а единственный открыточный вид на монастырь – с надземного железнодорожного перехода. И его заслоняет 10-метровый столб с торчащими во все стороны антеннами. Почему не перенести его немного в сторону?

– Реклама гостиниц, ресторанов и развлечений нужна, когда турист уже приехал в ваш город, – говорит редактор портала о туризме Ирина Иванова. – Но сначала его нужно заинтересовать. Для этого он должен увидеть сногсшибательные фото или кто-то из знакомых расскажет, какое это чудесное место. Лучшая реклама – это блоги и сарафанное радио, а скупать в газетах рекламные полосы «Приезжайте к нам в Псков» – лишь форма освоения бюджета. Если местная власть реально хочет получать дивиденды от туризма, надо не выкладывать приманку, а создавать продукт «как для себя». А это значит – заниматься мелочами.

В том же Владимире сделали великолепную гостиницу из разваливающегося купеческого дома, где предусмотрено всё – от губки для обуви до балконов для курильщиков. Но вокруг – лишь маленькие магазинчики, где 20 наименований водки и два сорта колбасы. Чтобы купить нормальной еды, нужно вызывать такси или идти больше километра. Хотя гостиница вроде как в центре столицы Золотого кольца. А это значит – у властей неэффективный генплан развития города. Если он вообще есть.

Жития святых

По официальной статистике, города Золотого кольца посещают 3 млн. туристов в год, а потенциал маршрута – до 20 миллионов. Однако откуда цифры, непонятно: в отелях не проводится анкетирование гостей, следовательно, туристы неотличимы от командировочных и сезонных рабочих. Отельеры рассказывают, что примерно поровну граждан приезжают как в организованные туры на автобусах, так и небольшими компаниями на автомобилях. И сами признаются: оценка опять-таки на глазок.

Некоторые участники рынка пытаются разнообразить турпакет. Близ Углича туристы, как настоящие бурлаки, тянут по Волге расшиву. Деревня Кольчугино подаёт себя как «богатырское место» – можно и кольчугу померить, и мечом помахать. А с недавних пор Кольчугино и Юрьев-Польский конкурируют на рынке проведения свадеб. В Переславле-Залесском запускают воздушные шары. В Плёсе сделали ставку на событийный туризм: собирают десяток фестивалей – от «левитановского» до посвящённого штурму Плёсской крепости в 1429 году. Но подавляющее большинство предложений на Золотом кольце – церкви, церкви, церкви. И монотонные лекции про «жития святых».

С одной стороны, включение в маршрут Золотого кольца новых городов могло бы оживить палитру. С другой – и без того невысокие стандарты обслуживания ещё более размоются. А турист поймёт: Золотое кольцо России – это уже не восемь избранных городов, а всё подряд.

В разное время на включение в маршрут претендовали Александров, Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кидекша, Муром, Мышкин, Палех, Плёс, Рыбинск, Тутаев, Углич, Юрьев-Польский, Шуя. В Углич, например, регулярно возят туры из Ярославля. Власти Нижегородской области давно просили включить в список Большое Болдино, Дивеево и Арзамас, а сейчас переключились на Балахну и Городец. По словам областного министра поддержки и развития малого предпринимательства Дениса Лабуза, в Балахне в ближайшее время будут построены набережная и современная гостиница – это, безусловно, значительный повод, чтобы немедленно посетить город. Считается также, что в Балахне родился герой ополчения 1612 года Козьма Минин.

Чтобы развивать бренд «Золотое кольцо», нужно создать стандарты обслуживания и пытаться им соответствовать, – говорит экономист Леонид Солдаткин. – Нельзя сертифицировать отели, которые экономят на удобных кроватях, электронных замках, завтраках. У гостиниц должны быть парковки, разворотные площадки, не говоря уже об обслуживании автобусов с биотуалетами. Это минимальные стандарты, которые повсеместно игнорируются. И с этим багажом туристические городки собрались ввязаться в борьбу за 332 миллиарда рублей, которые планируется потратить на развитие внутреннего туризма в России в 20112018 годах. Понятно, что на классический маршрут Золотого кольца такую сумму не освоить.

Битва за бюджет

Есть мнение, что в советские времена Иваново включили в Золотое кольцо за компанию. Оно даже не являлось городом до середины XIX века, в нём не происходило значимых событий истории. Зато «город невест» удобен с точки зрения логистики на пути из Костромы в Суздаль. Сегодня стандарты удобства изменились.

В ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» сказано, что перспективное туристское направление «Золотое кольцо России» включает в себя аж 204 исторических города! Здесь работают каждый пятый российский музей и 168 театров, которые тоже предлагается поддерживать в рамках развития туризма. Как будто москвичи поедут в Гусь-Хрустальный, чтобы посмотреть там «Гамлета»!

На создание туристического кластера «Плёс» планируется потратить 7,5 млрд. рублей, на Ярославль – 7,8 млрд., на кластер «Псковский» – 6,4 млрд. рублей. Всего программа поддерживает 23 туристических кластера по всей стране на 268 миллиардов. И этот пирог заставляет облизываться тех, кого господдержка не коснулась. Вероятно, многие не без оснований надеются, что включение в состав какого-нибудь громкого бренда позволит стать ближе к бюджетным деньгам, которые часто распределяются по известному принципу: откати половину – и делай, что хочешь. И это намного привлекательнее, чем обустраивать биотуалеты и посыпать дорожки песком.

От людей из турбизнеса приходилось слышать, что очередная раздача слонов состоится ближе к чемпионату мира по футболу 2018 года. Матчи мундиаля пройдут в Москве и Нижнем Новгороде. Прелести Золотого кольца находятся как раз между ними, а ордам болельщиков нужно будет чем-то заняться в перерыве между матчами. Во Владимирской области, например, планируется потратить 60 млрд. рублей на создание экопарка «Суздаль». Помимо гостиниц и экопоселений планируется возвести фитогородки, экофермы, гольф-клуб, центр производства биопродуктов, клуб спортивной рыбалки, дендропарк, конноспортивные и яхт-клубы. В областной администрации полагают, что это позволит привлекать около 5 млн. туристов в год. Хотя в настоящий момент их по всей протяжённости Золотого кольца привлекают вдвое меньше.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram