Депутаты петербургского парламента сдали свои декларации о доходах за прошлый год до 1 апреля. После того как поданные декларации проверит депутатская комиссия, доходы народных избранников станут достоянием общественности.
Год назад, когда нардепы впервые официально отчитывались о своих доходах, «улов» был невелик. Однако и по нему можно было сделать определенные выводы, если сравнить отчеты с теми доходами, что показывали депутаты на выборах будучи в статусе кандидатов. Скажем, самым богатым за 2011 год стал депутат-«стажер» Сергей Шатуновский, избранный по спискам «Единой России». Его годовой доход составил почти 213,5 млн рублей без учета заработанных супругой 430,6 тысячи. В собственности у нардепа-миллионера год назад было две квартиры — 264,6 и 358 кв. метров, а также несколько нежилых помещений и парковочных мест.
Главный коммунист ЗакСа Владимир Дмитриев вместе с женой заработал за 2011 год почти 1,7 млн рублей. Правда, перед выборами глава фракции КПРФ «показывал» только автомобиль «Мазда 6», а потом выяснилось, что квартира 45,7 кв. метров записана на супругу.Оформлена недвижимость на вторую половину и у лидера фракции «жириновцев» Максима Яковлева. Совокупный доход семьи лидера ЛДПР в ЗакСе в позапрошлом году составил почти 3 млн рублей. А вот земельный участок в 1200 кв метров и жилой дом 62,5 кв. метра оформлены на жену. Сам главный парламентский либерал-демократ владел в 2011 году автомобилем Range Rover sport.
Лидер «яблочной» фракции Григорий Явлинский в 2011 году заработал 4,4 млн рублей. Доходом супруги можно пренебречь, поскольку он составил за весь позапрошлый год… 160 рублей, т. е. около 13 рублей 33 копеек в месяц. Также супруги Явлинские владели год назад квартирой 76,6 кв. метров.
Доход руководителя «справедливой» фракции Алексея Ковалева в 2011 году составил 5,157 млн рублей. Правда, в эту калькуляцию вошел доход от продажи дома 156,6 кв. метров, который еще в сентябре 2011 года значился в списке собственности господина Ковалева, а к 1 апрелю 2012 года из этого перечня исчез.
Главный «медведь» ЗакСа Сергей Анденко в 2011 году заработал совместно с супругой почти 3 млн рублей. При этом в их семейной собственности находилось две квартиры (136,2 и 41,4 кв. метра), а также жилой дом 101,4 кв. метра и гараж 18 кв. метров. У господина Анденко при этом имелся автомобиль «Мерседес-GL-320», а у его жены — «Хендай-Гетц». Впрочем, вся это недвижимость была «показана» господином Анденко и несколькими месяцами ранее на выборах 2011 года.
Есть и весьма курьезные показатели. Например, господин Коровин из фракции КПРФ давно известен как успешный бизнесмен. Однако если верить его декларации за 2011 год, то доход парламентария составил всего 170 тысяч рублей (чуть более 14 тысяч в месяц), а в собственности у него имелась лишь квартира 73 кв. метра и автомобиль «ИЖ-21251» 1977 года выпуска.
Соответствуют ли поданные парламентариями данные действительности сейчас — проверяет специальная депутатская комиссия, которую возглавил лично председатель Законодательного собрания Петербурга Вячеслав Макаров. Через пару недель результаты этой работы будут опубликованы, и у жителей города появится возможность сравнить рост депутатских доходов за прошлый год с собственными показателями. Кстати, некоторые регионы пошли в этом вопросе дальше. Например, депутаты регионального парламента в Липецке в своих декларациях за прошлый год будут указывать не только доходы, но и расходы — действует соответствующая поправка в местный закон «О статусе депутата». Не исключено, что скоро подобная практика распространится на все регионы России. А пока она предписана министрам, их замам, депутатам Госдумы, сенаторам, губернаторам, руководителям госкорпораций, членам совета директоров Центробанка, высшим чинам Генпрокуратуры и всем, кого назначает на должности президент, правительство или генпрокурор.
Впрочем, эксперты скептически оценивают все «антикоррупционные» новшества российской политики, поскольку декларации затрагивают только самих политиков, их супругов и несовершеннолетних детей. А «повзрослевшие» совершеннолетние отпрыски, а также прочие, но не очень близкие родственники из поля зрения проверяющих структур выпадают, что оставляет уйму лазеек для мужей государевых. Еще в легендарной комедии «Берегись автомобиля» была показана удачная схема «маскировки» для коррупционеров: «А что у тебя есть? Машина на имя жены, дача на имя тестя — ты голодранец!