Многие авторитетные печатные СМИ, которые принято относить к так называемой качественной прессе, а также некоторые заметные интернет-издания за последние месяцы пережили целый ряд громких переходов в другие издания ведущих сотрудников. Причём на фоне очевидных изменений в редакционной политике. Что стоит за подобной кадровой ротацией?
Действительно, из одного только «Коммерсанта» ушла, как сказали бы прежде, целая плеяда журналистов, составивших славу издательского дома: Булавинов, Лукин, Воробьёв, Голикова; несколько ранее – Кудрявцев, Солопов, Галиев, Ковальский, Куцылло, Кашин, оставившая должность собкора Бородина. Взбудоражил профессиональное сообщество и уход с поста главного редактора «Газеты.ру» Михаила Котова, сделавшего это СМИ таким, каким его знает сегодня читатель.
Прошедшее десятилетие отчасти втиснуло внутренние взаимоотношения в коллективах СМИ в политкорректные рамки корпоративной этики. Топ-менеджеры и сами уволившиеся журналисты дружно уверяют, что руководствуются лишь личными соображениями, и просят не усматривать никаких тенденций. Однако экспертов да и просто заинтересованную публику такие заверения не убеждают. Происходящие изменения явно демонстрируют новые приоритеты политики владельцев СМИ, а иногда и отчётливо высвечивают их планы.
Как и почти во всех отраслях российской экономики, собственники СМИ делают ставку не только на рыночные методы увеличения капитализации и влияния, но и учитывают интересы высших чиновников администрации президента и правительства. А эти интересы традиционно выливаются в ограничение самостоятельности СМИ и усиление политического контроля над ними.Трудно отделаться от ощущения, что, например Алишер Усманов, последовательно избавляясь от фронды (во многом и определявшей место «Ъ» на медийном рынке), руководствуется не только собственным вкусом, но и благосклонностью власти в более важных для него сферах крупного бизнеса.
Впрочем, среди игроков, переформатирующих на наших глазах рынок СМИ, эксперты выделяют и таких, которые могут рассчитывать в первую очередь не на рыночные успехи, а на благоприятные административные решения. Получение «Национальной Медиа Группой» (НМГ), на 55% принадлежащей банку «Россия» Юрия Ковальчука (которого принято относить к «ближнему кругу» главы государства), контроля над «Пятым каналом», «СТС Медиа», РЕН ТВ, газетой «Известия» и другими СМИ эксперты считают во многом результатом политических решений. Председатель Совета директоров НМГ Кирилл Ковальчук – племянник Юрия Ковальчука – не скрывает планов по расширению влияния на медийный рынок, закреплению в различных его сегментах. Вхождение НМГ в число акционеров (причём самых влиятельных акционеров) «Первого канала» свидетельствует о серьёзности этих планов.
Обращает на себя внимание в данном контексте агентство ИТАР-ТАСС. Чуть более шести месяцев назад его возглавил Сергей Михайлов, влиятельный пиарщик, создатель компании «Михайлов и партнёры». Как сообщали "Ведомости", еще в 2000 г. Ковальчук работал в ООО «Группа развития общественных связей», созданном пиар-компанией ЗАО «Михайлов и партнеры», (генеральный директор - Сергей Михайлов). А с недавних пор аналитики медиарынка заговорили уже о самом Михайлове как о человеке Кирилла Ковальчука.
В последние годы ИТАР-ТАСС, некогда заметное даже на мировом уровне, сильно сдало свои позиции. Некоторые бывшие и нынешние его сотрудники уверяют, что агентство доведено до плачевного состояния. Однако новым руководителем назначают не профильного специалиста, а пиарщика или, в устаревших терминах, пропагандиста. Это порождает предположения, что на базе пришедшего в упадок ИТАР-ТАСС может быть построен плацдарм для дальнейшей экспансии на медиарынке.
В качестве генерального директора Сергей Михайлов реализует известную в России стратегию, которая получила название: «Вперёд, невзирая на затраты». В журналистских кругах ходят фантастические слухи о том, что некоторые сотрудники агентства с приходом нового руководителя стали получать месячную зарплату в 400, 600 и даже 800 тысяч рублей. Возможно, такие цифры – всего лишь плод воображения менее удачливых коллег, зато ими удобно объяснять дрейф упомянутых выше бывших сотрудников «Ъ» к тассовскому берегу. В конце концов, зарплатная политика – прерогатива гендиректора. Интересно только, обоснованы ли завышенные оклады экономикой агентства или же это в чистом виде «политическое решение».
На положение ИТАР-ТАСС в рейтинге информационных агентств инвестиции в отдельных специалистов пока никак не повлияли. Бывший международный рупор советской власти, по мнению экспертов, сегодня по-прежнему отстаёт от РИА «Новости» и Интерфакса. И никаких реальных признаков грядущего победного «рывка» вперёд всё ещё не видно.
Один из недавних собеседников Сергея Михайлова утверждает, что слышал от гендиректора о якобы принятом политическом решении об объединении (что с медийной точки зрения можно будет считать поглощением) Интерфакса и РИА «Новости» под эгидой ИТАР-ТАСС. Разумеется, при таком развитии событий не придётся тратить годы и нервы, вытаскивая недавно ещё «лежавшее на боку» агентство на арену настоящей конкуренции, не потребуется выращивать сильный и ровный по степени профессионализма коллектив. Зато очень остро может встать вопрос: почему в лидеры такого гипотетического объединительного процесса призывают агентство, которое сегодня трудно назвать ведущим по отношению к конкурентам (или будущим партнёрам)?
Если проект объединения действительно существует и при этом является не личной инициативой Сергея Михайлова, а подкреплённым связями и бюджетом планом группы влияния Ковальчуков, его воплощение создаст консолидированный информационный ресурс. К контролируемым ныне группой телевизионным активам, печатным и сетевым СМИ добавятся гарантированные бюджетные средства РИА «Новости» и ИТАР-ТАСС, а также имеющий внятные рыночные перспективы бизнес Интерфакса и ПРАЙМ. Стоит ли говорить, что концентрация финансовых средств и возможностей управлять информационными потоками открывает прямую дорогу к увеличению влияния во власти?
В своё время эту дорогу прошёл Борис Березовский, сумевший с помощью связей и влияния на редакционную политику ведущих СМИ стать на коротком отрезке недавней истории ведущим модератором на политической площадке России. Сегодня на пороге очередной существенной трансформации нашей политической системы весьма заманчивой может казаться перспектива влиять с помощью информационных ресурсов как на конкретные кадровые назначения, так и на властные расклады в целом.