В качестве источника доходов и занятости промышленность для Петербурга незаменима — по крайней мере, в ближайшие 5-10 лет. Однако в сегодняшнем его состоянии промышленный сектор не может обеспечить динамичного роста доходов Петербурга, отсюда и ставшие хроническими трудности с наполнением бюджета города.
Условия для роста бизнеса в целом и промышленная политика в частности в Петербурге отсутствуют. Такими выводами завершилась дискуссия "Кто оплатит будущее?", проведенная РБК и Центром стратегических разработок "Северо-Запад" в рамках Форума "Будущий Петербург".
"На всех дискуссиях последнего времени, заходит ли речь об убогом жилищном строительстве или не комфортном передвижении по дорогам, мы неизменно слышим, что Петербург — город с бедным бюджетом и бедным населением, поэтому не до жиру. Но если нам не хватает денег не то что на развитие, но даже на достойное выживание, значит, сегодня со структурой и качеством городской экономики дела обстоят неважно. И значит, надо определить отрасли, которые способны обеспечить Петербургу рост благосостояния в будущем, и поддержать динамичный рост этих отраслей", – так определила повод к обсуждению руководитель проекта "Будущий Петербург" Елена Кром.
"В Петербурге сорок процентов налоговых отчислений в консолидированный бюджет обеспечивает промышленность, и она на двадцать процентов формирует бюджет города, - вступил в дискуссию проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Александр Карлик. - Кроме того, промышленный сектор обеспечивает городу примерно 20% занятости. При этом промышленность не получает внимания со стороны власти. Много говорится о планах развития туризма, здравоохранения, образования, то есть затратных отраслей. А о том, что нужно зарабатывать, как-то забыли". "Город не инвестирует в промышленность, поэтому и не зарабатывает. Существующие предприятия, если не вложить деньги в их обновление, не выйдут на рост в 15-20% в год. Но если мы потеряем эти предприятия, то вообще потеряем бюджет", - утверждает эксперт.
"То, что принято называть старой промышленностью, это производства с большими основными средствами. Чтобы быстро перевооружиться, им необходимы очень масштабные финансовые ресурсы, - продолжил его мысль председатель совета директоров завода "Звезда" Павел Плавник. - Понятно, что инерционность таких производств — гораздо выше, чем недавно созданных компаний". Но старые индустрии способны на рывок. "Он возможен потому, что на промышленную продукцию существует спрос, - объясняет г-н Плавник. - Например, дизели востребованы в России, на Украине, в Казахстане. Если мы закроем часть огромного Евразийского рынка отечественной продукцией, то есть будем успешны в импортозамещении, это станет основой динамичного роста. Поэтому наш завод в рамках госпрограммы реализует проект выпуска российского дизельного двигателя нового поколения". "Рынок у петербургских производств есть, перспективы есть, но без государственной поддержки не обойтись", - подчеркнул руководитель "Звезды".
"Городские промышленные предприятия по эффективности - в 6 раз хуже, чем мировые аналоги, - подчеркнул ключевую проблему генеральный директор НПО по переработке пластмасс имени "Комсомольской Правды" Сергей Цыбуков.
Рост эффективности происходит вследствие технологической революции. По поводу того, как она идет в Петербурге, руководитель "Комсомольской Правды" сделал заявление, названное Дмитрием Санатовым важнейшим за всю дискуссию. "Кто сумеет настоящие фундаментальные НИОКРы трансформировать в ОКРы (опытно-конструкторские работы), а потом — в инжиниринговые проекты, а потом еще — продать продукт и получить деньги, тот добьется взрывного роста. Однако в Петербурге таких примеров в явном виде нет", - сказал Сергей Цыбуков.