> Битва форматов: какие ТРК Петербурга могут потерять арендаторов - Аргументы Недели. Петербург

//Общество

Битва форматов: какие ТРК Петербурга могут потерять арендаторов

4 апреля 2013, 11:09 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]

Сколько многофункциональных комплексов, в первую очередь с доминирующей торговой функцией, будет готов поглотить петербургский рынок в ближайшее время? Очевидно, что еще немало.

Главная причина - обеспеченность торговыми площадями в Петербурге хоть и одна из самых высоких в России — 1035 кв. м в расчете на одного жителя (в Москве — около 800), но еще не дотягивает до европейского показателя в 1500 кв. м на тысячу человек.


Кроме того, по признанию специалистов, объектов с торговыми площадями высокого качества в этой статистике также еще недостаточно. При этом эксперты соглашаются, что российский покупатель еще не привык к тому, что большой торговый комплекс не означает априори высокие цены на товары, поэтому пока столь распространены ТК с устаревшими форматами торговли "а-ля рынок".


Между тем, за последние несколько лет наблюдается довольно серьезное снижение покупательского потока (по разным оценкам — от 5 до 15% в год) в небольших комплексах, расположенных внутри кварталов, и если в объекте есть, например, кинотеатр или супермаркет, то они могут работать довольно успешно, а торговые галереи — почти пустовать. Если тенденция продолжится (а предпосылок к иному в общем-то на рынке не видят), то торговые площади в таких объектах вполне могут быть переформатированы, например, в офисные или другие более востребованные в конкретной локации.


С помощью экспертов РБК попытался предположить, какие из существующих или намеченных к вводу в Петербурге многофункциональных комплексов выиграют в конкурентной борьбе, а кому, вероятно, после открытия объектов "нового поколения" придется сойти с дистанции.


Главной характеристикой объектов "нового поколения" эксперты называют "не зацикленность" только на торговой функции (хотя она может и преобладать) и наличие арендаторов, которых не будет у других. Например, директор департамента консалтинга Colliers International Санкт-Петербург Василий Довбня считает, что для объектов, которые можно в полной мере отнести к многофункциональным, характерно наличие офисной составляющей, занимающей от 20 и порой до 70% общей площади.


Кроме того, перспективно включение в состав многофункциональных комплексов различных спортивных и досуговых объектов. "Наличие образовательно-развлекательных составляющих, особенно в крупных проектах, будет постепенно становится такой же неотъемлемой частью, какой в свое время стал мультиплекс в составе ТРК", - считает руководитель отдела аналитических исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Вероника Лежнева.

АН


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте