Аргументы Недели → Общество № 10(352) от 14.03.2013

Роснефть – полцарства за актив

Игорь Сечин формирует крупнейшую компанию с суперответственностью

, 15:34

Российская нефтяная компания «Роснефть» благодаря постоянной политике расширения, реализуемой под управлением Игоря Сечина, похоже, превращается в наиболее экспансионистскую часть крупного российского капитала. Не стихает поток информации о тех или иных проектах, которые Роснефть надеется продвинуть в самых разных уголках планеты – от Венесуэлы с планируемыми инвестициями 10 млрд. долл. до Арктики, инвестиции в которую точно никто не считал, но, по данным экспертов, не менее чем в пять раз больше.

Кроме постоянных подтверждений «высшего приоритета» отношений и совместных дел с Каракасом российская компания в прошлом году приобрела первый действующий проект в Северной Америке и внесла серьёзный вклад в стратегическое партнёрство с ExxonMobil, Statoil, Eni в области развития российского Арктического шельфа и разработки трудноизвлекаемых запасов на суше.

Завершающаяся «сделка века» по покупке компании ТНК-BP – ещё один и, пожалуй, наиболее ясный символ продолжающейся экспансии. В связи с этой сделкой многие СМИ даже заговорили о возврате к 90-м, когда большую часть отечественного ТЭК контролировало государство. «Роснефть» – государственная компания.

При этом сама Роснефть, бывший «трудный ребёнок» российского ТЭКа, прошедшая в своё время нелёгкий путь частичной консолидации, потери части активов, с переводом их в другие компании, падения добычи нефти и производства нефтепродуктов и едва не попавшая в конце 90-х под окончательный контроль клана Бориса Березовского, выстояла только благодаря опоре тогдашнего гендиректора Сергея Богданчикова на быстро укрепляющихся соратников президента Владимира Путина. Так что традиция использовать именно эту компанию в качестве «руки Москвы» имеет устойчивую историческую основу.

Другое дело, что структуры и человеческий капитал самой Роснефти также должны быть готовы к предложенным темпам развития и расширения зон ответственности. Поэтому набирающий харизматичности Игорь Сечин вместе с ростом своего «хозяйства» вынужден всё больше внимания уделять поиску и назначению на ключевые места всё новых и новых управленцев. Именно им предстоит реализовать чрезвычайно обширные и амбициозные задачи перехода Роснефти на какой-то иной, невиданный даже для российских нефтяных компаний уровень консолидации индустриальной мощи, роста финансовых ресурсов и возможностей и способности выступать чуть ли не прямым полпредом государства на новых рынках. Насколько принимаются нынешними лидерами Роснефти в общем-то логичные опасения по поводу уж слишком быстрой и обширной концентрации «прав полпреда» и ресурсов в отдельно взятой компании, сказать сложно. Вероятно, новым топ-менеджерам перспективных направлений предстоит отработать и эти риски.

Так, ещё в 2009 г., по данным «Коммерсанта», экс-директор JP Morgan Наташа Цуканова получила предложение от правительства: консультировать государство и российские компании в приобретении западных активов. Для этого госпожа Цуканова должна была создать собственную компанию. «Основным направлением её работы будет консультирование российского правительства в осуществлении сделок по международной экспансии», – сообщил один из источников газеты. При этом большинство российских фондовиков прекрасно осведомлены о том, что Игорь Сечин очень высоко ценит деловые качества госпожи Цукановой, поскольку хорошо знаком с ней по совместной работе над IPO Роснефти.

Любопытно, что именно в Morgan Stanley директором российского направления стал Райр Симонян, выходец из самого раннего менеджмента Роснефти времён первого гендиректора компании Александра Путилова. И курировал он в своё время в компании финансовый блок, инвестиции и приватизацию. Именно господин Симонян после возвращения в «альма-матер» вместе с топ-менеджерами нового призыва Еленой Титовой и Валидом Шаммой, ранее трудившимися вместе с ним в «Моргане», возглавил специальную группу по перспективному финансовому развитию при президенте Роснефти.

Также в СМИ прошла информация о создании целых двух банков. Универсальный – «Роснефть-Банк» и Всероссийский Банк развития регионов (ВБРР), главой которого стала давняя соратница Райра Симоняна Елена Титова. При этом задачи перед «финансовой империей» Роснефти ставятся самые что ни на есть внутрироссийские – консолидация внутренних финансов, обеспечение их чёткой мобилизации и концентрации «в нужном месте» для решения поставленных задач. И главная из них, по мнению экспертов ТЭКа, будет состоять в агрессивной скупке «вкусных» активов в стране и за рубежом.

В то же время одной из возможных структур, на которую будет опираться нынешнее руководство Роснефти, по информации ведущего эксперта инвестиционной компании «ФинВест» Алексея Краморова, станет созданная Наташей Цукановой Xenon Capital Partners («Зенон Капитал Партнерс», Кипр), основанная в 2009 году и заявляющая на своём сайте о ведущем положении в российской энергетике. По данным самой фирмы, «Зенон» управляет инвестиционным портфелем РУСЭНЕРГО ФОНДА – крупнейшего в России фонда в сфере энергетики, средства которого инвестированы в акции электрогенерирующих и электросетевых российских компаний. Опыта в покупке зарубежных активов у г-жи Цукановой немного, но известно, что ещё в далёком 1992 году госпожа Цуканова помогала приватизировать российские предприятия в Российском центре приватизации при Мингосимуществе.

Не надо быть семи пядей, чтобы установить не только круг обязанностей нового агента российского правительства, но и структуру, которая более других будет «нагружена» стратегическими задачами и планами по их реализации. Ещё ранее, в бытность свою вице-премьером и куратором ТЭК, нынешний глава Роснефти неоднократно подчёркивал важность приобретения российскими компаниями активов за рубежом. Но тут же возникает интереснейшая тема приватизации, скрытая до времени за внушительными цифрами и фактами географической экспансии и структурных преобразований. Роснефть по-прежнему в приватизационных планах правительства.

Таким образом, если подтверждаются данные о привлечении подобного финансового и инвестиционного консультанта, встанет неизбежный вопрос: каково будет соотношение госинтересов и интересов самого менеджмента и акционеров будущей суперкомпании, «накачанной» легко привлекаемыми отечественными и зарубежными активами, а затем неизбежно приватизированной? Причём оба этих процесса, скорее всего, будут проведены под мощной дланью государства, которое, если очень захочет, продвинет любой процесс и любую инициативу… И всё это, разумеется, ни в коей мере не ставит под критический обстрел нынешнюю тактику, да и стратегию развития Роснефти, которая демонстрирует впечатляющие результаты по росту капитализации компании, достигшей 92 млрд. долл. и смело замахнувшейся, судя по оценкам Игоря Сечина, на преодоление планки в 120 миллиардов. Единственное, чем сегодня необходимо активно заниматься и руководству, и «спецсоветникам», и привлекаемым консультантам российской НК, – это реструктуризацией и снижением долгового бремени.

Ведь очевидно, что снижение мировых цен на энергоносители может привести к череде кризисов или в лучшем случае «сбить темп» реализуемых программ и проектов. И тогда придётся отдуваться за прошлые реляции и фиксацию достижений. И ещё – сам по себе статус «первого среди равных» в современной экономике чреват наделением себя слишком уж серьёзной ответственностью за всё происходящее на рынке. И если бизнес с этим в общем принуждён мириться, то классический чиновник первым делом старается уйти от «раздачи». И от того, какой принцип в конце концов возобладает в наших стратегических отраслях, напрямую зависит и развитие нашей экономики, да и всей страны.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram