Новоиспечённый российский гражданин Депардье знакомство со своей недавно обретённой родиной начал с национальных республик. Происходящее вокруг актёра вызывает у остальных россиян смешанные чувства и вопросы.
Чудеса для беглеца
Вокруг известного французского актёра Жерара Депардье второй месяц продолжается ажиотаж: пляшут люди в национальных костюмах, ему постоянно дарят что-то странное и устраивают непрерывные застолья.
Напомним, в декабре минувшего года Депардье, недовольный недавно введённым налогом на богатство, отказался от гражданства Франции. Тогда же миллионер, бегущий от налогов, обмолвился, что рассматривает возможность стать гражданином России, Черногории или подданным Бельгии. А уже в январе президент нашей страны лично вручил актёру российский паспорт. Столь стремительное получение российского гражданства вызвало в обществе подозрение. Ладно бы дело было только в конфузе с паспортом, куда, как выяснилось, вклеили фото Депардье из Интернета. Недовольные не преминули напомнить власти, что по закону, чтобы стать гражданином РФ, надо непрерывно прожить в стране пять лет и знать русский язык. Однако в случае с французским актёром все мы стали свидетелями некоего российского административного чуда.
Почётный мордвин
В знак благодарности за подаренное гражданство актёр отправился в путешествие по российским регионам. Причём пока его турне проходит исключительно по национальным республикам.
Первым пунктом программы стал Саранск. Там Депардье придали этнического колорита по полной программе: переодели в мордовскую рубаху с вышивкой, подарили местную прописку, паспорт «почётного мордвина», шапку-ушанку, котят и знаменитые местные валенки. Вместе с главой Мордовии Владимиром Волковым французстанцевал под народную песню «Луганяся келунясь», а потом получил предложение стать министром культуры Мордовии, от которого скромно отказался.
В столице Мордовии Депардье изъявил желание открыть кафе, «рассчитанное на простого, рабочего человека». Он даже посетил сыроваренный завод «Сармич», где выбрал сорт сыра для будущего заведения. С дегустационно-культурным визитом побывал актёр в сельхозкомплексе «Тепличное», на молокозаводе, Октябрьской птицефабрике и в этнографическом музее села Старая Теризморга. Прощаясь со своей новой малой родиной, Депардье пообещал стать «посланником Мордовии» и рассказать о ней всему миру.
Лезгинка и волшебный колпак
Уже на следующий день француз в милицейской шапке-ушанке со звездой вышел из самолёта в аэропорту Чечни. Там его ждал похожий набор развлечений с поправкой на местный колорит. В качестве «скромного» презента актёру преподнесли… пятикомнатную квартиру стоимостью около 15 миллионов рублей и удостоверение почётного гражданина республики. Когда чеченские блогеры стали упрекать Рамзана Кадырова в расточительности, тот пристыдил их и напомнил о многочисленных заслугах и званиях дорогого гостя.
Депардье и здесь в долгу не остался: от души нахваливал гостеприимство Кадырова и Чечню, искренне восхищался, какие счастливые люди живут в республике. Он пообещал болеть за команду «Терек» и снять о регионе «большой фильм».
А вот Удмуртии повезло меньше, чем Чечне и Мордовии. Несмотря на настойчивые приглашения местных властей, француз пока в эту республику так и не доехал. Однако это не помешало ему пару недель назад заполучить в свою неожиданную этническую коллекцию ещё одно звание – «почётного удмурта»! В отсутствие Депардье в одной из удмуртских деревень под Ижевском прошла сакральная церемония посвящения. Все полагающиеся атрибуты настоящего «почётного удмурта» – традиционную войлочную шапку-колпак (поговаривают, заговорённую) и кожаный орден – актёру отправили по почте.
Фарс или комедия?
Все эти прямо-таки сюрреалистические приключения Депардье в России вкупе с его часто нелепо восторженным видом создают ощущение съёмок кинокомедии о путешествии европейца по «дикой, но гостеприимной России» в соответствующем антураже: балалайки, водка, бабушки в платочках. Не хватает только дрессированного медведя, который, возможно, тоже скоро появится.
Некоторые жалеют Депардье, считая, что пожилого актёра в корыстных имиджевых целях используют «коварные российские чиновники». И весь этот тур по самобытным регионам, якобы не что иное, как попытка продемонстрировать согражданам и всему остальному миру: в России дела идут настолько блестяще, что здесь хотят жить западные знаменитости. Впрочем, эффект от такой одноразовой, хоть и порядком затянувшейся пиар-кампании представляется сомнительным. Любопытно посмотреть на тех россиян или граждан других государств, которые, воодушевившись визитом актёра, в поисках счастливой, весёлой, а главное, колоритной жизни захотят перебраться на постоянное место жительства в одну из российских республик.
Нашлись, впрочем, и те, кто провёл параллель нынешнего турне Депардье с визитом писателя Лиона Фейхтвангера в СССР по приглашению Иосифа Сталина в 1937 году. Вряд ли такое сравнение уместно. Эти две фигуры несопоставимы по влиянию на западных властителей дум и гуманитарные тренды.
Впрочем, пожилой француз с российским паспортом на это и не претендует. Он занят собой и вполне доволен: умудрился смачно плюнуть в лицо французской бюрократии, а теперь прекрасно проводит время, наслаждаясь всеобщим вниманием в огромной России.
Однако эта забавная на первый взгляд ситуация с новоиспечённым российским гражданином французского происхождения заставляет задуматься о нашем отношении к себе. Почему для нас как откровение звучат искренние признания Депардье в любви к русской литературе? Как случилось, что без подсказки заезжего актёра мы оказались неспособны замечать и восхищаться этнической самобытностью народов собственной страны?