О том, как остро стоит сегодня в России проблема исторического образования, говорят и первые лица государства, и все, кто неравнодушен к нашему прошлому. Естественно, шёл об этом разговор и на недавнем общем собрании Российского исторического общества (созданию которого, напомним, «АН» посвятили особый материал – №24-2012). Неожиданный подход к теме предложил председатель правления общества Сергей ШАХРАЙ. Его идея заинтересовала «АН». Да, ново… Но, во-первых, речь, естественно, идёт не об отмене традиционных образовательных технологий, а о дополнении их. Во-вторых – как-никак, ХХI век на дворе. Интернет современным школьникам, может, даже роднее привычных всем нам книжек.
- Сергей Михайлович, вы предложили создать wiki-учебник истории. Имеется в виду…
– Универсальное пособие, созданное по образцу и технологии Википедии. Рабочее название проекта – «Пишем историю вместе».
– Что значит вместе? У семи нянек дитя без глазу, а если уж писать учебник истории возьмутся миллионы пользователей…
– Ну зачем настолько прямолинейно! Схема действий может быть, например, такой.
На первом этапе небольшой коллектив историков-профессионалов создаёт первый макет учебника. Их задача – собрать основной массив фактических данных со ссылками на источники, построить единую хронологию, сформировать корпус обязательной и дополнительной литературы для чтения, представить главные точки зрения на ключевые проблемы российской истории, опираясь на новейшую историографию.
Второй этап –временное размещение текста на специальном интернет-ресурсе. Верификация макета с привлечением более широкого круга специалистов. В рамках онлайн-дискуссий выявляются спорные утверждения, неточности, расхождения. Уточняется научно-справочный аппарат.
Третий, финальный, этап –текст выкладывается в открытом доступе. После регистрации и идентификации все пользователи смогут оставлять свои комментарии к тексту и развёрнутые соображения. Эти комментарии и соображения по мере возможности будут учтены при окончательной доработке текста. После апробации материала в интернет-пространстве, сбора и внесения правок учебник публикуется в традиционной печатной и онлайн-форме. При этом его wiki-вариант продолжает развиваться и совершенствоваться.
– Нечто похожее где-то ещё есть?
–У нас – нет. А в других странах… Цифровые технологии в образовательной и гуманитарной сферах – неизбежность, мировой тренд. Один пример. На недавнем Давосском экономическом форуме исключительный резонанс получило выступление профессора Стэнфордского университета Дафны Коллер, которая создала и развивает универсальный образовательный портал. Он открывает любому пользователю доступ к курсам лекций лучших университетов мира. Сам ресурс открылся год назад, но им уже пользуются почти 2,5 миллиона человек из 196 стран мира. И это при том, что глобальный рынок образовательных услуг растёт быстрее, чем экономика развитых стран – 7–8% в год. И недаром в проект Дафны Коллер активно вкладывают средства крупные американские университеты и частные компании.
– Что даст такая технология?
– Во-первых, совместное открытое творчество учёных позволит обобщить значимые научные открытия и достижения. В создании учебника примут участие представители разных социальных наук – не только историки, но и экономисты, социологи, социальные психологи, культурологи и т.д. Учебник истории станет междисциплинарным, так сказать, стереометрическим. Попутно мы избавимся от «местечковости», когда учебник выпускается одним автором или кафедрой. Обсуждение в Сети поможет «преодолеть пространство», привлечь к работе учёных со всей России.
Во-вторых, технология wiki-учебника позволяет отбросить антинаучные и устаревшие точки зрения и одновременно аккумулировать в одном месте оценки, подтверждённые источниками и новейшей историографией. Наступит ясность в отношении того, какие периоды и события нашей истории являются спорными, малоизученными, мифологизированными.
В-третьих, будет проведена ревизия учебного «багажа» по всем периодам отечественной истории. Учебник станет своеобразной энциклопедией проверенной (ещё раз подчёркиваю – проверенной, верифицированной!) информации о прошлом.
Задача Российского исторического общества – «увеличить долю объективного научного знания в представлениях людей о мире и о своей истории в современных условиях, когда никто не может конкурировать по скорости распространения информации с Интернетом и социальными сетями». Думаю, wiki-учебник станет важным шагом в этом направлении.
P.S. Что ж, «АН», в свою очередь, будут рады, если наш сайт станет одной из тех площадок, где эти шаги начнут делаться.
Справка «АН»
Википедия – общедоступная универсальная интернет-энциклопедия, в создании которой может участвовать любой пользователь Интернета. Если проще: невозможно знать всё – но каждый конкретный человек знает что-то в своей сфере. Он может о том, что знает, написать информационную заметку. Кто-то другой может что-то поправить в ней, уточнить, дополнить. Другие люди перепроверят данные, проследят, чтобы вовремя удалялись недостоверные сведения. Бывают ошибки – но разве их нет в традиционных энциклопедиях? А здесь ошибку легко исправить. Создаваемая и редактируемая добровольцами со всего мира, Википедия сегодня считается одним из самых объективных и достоверных источников знаний.