> Так ли страшны трубы, как они дымят - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Так ли страшны трубы, как они дымят

20 февраля 2013, 11:24 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

2013 год объявлен в России Годом окружающей среды. В подписанном президентом указе заявлено, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Экологическая обстановка в Волгограде и Волжском в последние тридцать – сорок лет всегда была объектом пристального внимания. Как создать благоприятную среду в условиях мегаполиса? Как понимать термины, а так же цифры и проценты выбросов, опубликованные в докладах Министерства природы? Эксперты-экологи помогают читателям «Аргументов неделi» оценить реальную угрозу, которую сегодня представляют промышленные предприятия Волгограда.

 

Экологический ликбез: пдв, пдк и к0

Поколение волгоградцев, которым сейчас  40-50 лет, помнит времена, когда дым заводских труб и сопутствующие запахи были обычной составляющей пейзажа города и мало кого волновали. Сегодня экология – одна из обсуждаемых и злободневных тем. То и дело появляется информация о неприятных запахах в разных районах. Или задымившая труба предприятия, расположенного «практически в центре города» вызывает всплеск эмоций в социальных сетях и на скамейках у подъездов.

 - Дымящая труба и неприятные запахи – это не показатель экологического неблагополучия, - считает  заместитель заведующего кафедрой «Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности» Волгоградского государственного технического университета доктор биологических наук Елена Нефедьева. - Потому что есть вещества первого класса опасности, ртуть, например, а она не имеет запаха. И есть пыль, сажа, которые визуально видны, но могут быть в пределах допустимых норм. У всех предприятий этот предельно допустимый выброс рассчитан, и если они в него укладываются – все не так страшно.

Предприятия могут делать выбросы, но они должны быть в пределах лимитов, в пределах допустимых норм. На каждом предприятии создается проект ПДВ – предельно допустимых выбросов, и этот проект рассчитан так, чтобы концентрация загрязняющих веществ не превышала ПДК – предельно допустимую концентрацию. Это безопасная концентрация, обеспечивающая качество окружающей среды. Все, что ниже ПДК или в пределах – это безопасно.

Нормативы существуют для трех видов зон: для населенных мест, для рабочих зон и норматив «по трубе» - на источнике выброса.  Если в рабочей зоне и там, где люди живут, норматив ПДК устанавливают врачи, то на конкретном источнике – экологи.

 

Закрыть нельзя, модернизировать

 

ПДК определяет государство. Процедура установления, в которой участвуют научно-исследовательские институты, очень сложная. Проводятся опыты на лабораторных животных, потом результаты  исследований экстраполируются на людей. Рассчитывается не только токсичность отходов, но и визуальное воздействие, тот же дым, копоть, воздействие на биосистемы в целом, например, парниковые газы, озоноразрушающие газы – те, что непосредственно и одномоментно для человека не опасны, но имеют отдалённые последствия. ПДК постоянно пересматриваются, причём, в сторону ужесточения.

- Современные параметры ПДК намного строже тех, что существовали в советские времена, - объясняет Елена Нефедьева. – Во многих случаях и гораздо жестче, чем в развитых западных странах, а некоторые виды суровее, чем рекомендует Всемирная организация здравоохранения. Сегодняшняя экологическая ситуация в Волгограде намного лучше той, что была в 70-80-е годы прошлого века. Отчасти это улучшение связано с падением производства, с тем, что многие предприятия и цеха просто закрылись. Но не только с этим. На некоторых предприятиях внедряются новые технологии, которые сокращают выбросы. Хороший пример есть, например, у волгоградского алюминиевого завода. Самый правильный путь – и очистные сооружения развивать, и совершенствовать технологии.

К работе алюминиевого завода горожане всегда проявляли повышенный интерес. Алюминиевое производство на электролизерах с самообжигающимися анодами и верхним подводом тока характеризуется содержанием в отходящих газах таких загрязняющих веществ,  как фтористые соединения, диоксид серы, пыль, оксид углерода, смолистые вещества, наличие которых в условиях современных требований по охране окружающей среды, ставит алюминиевые заводы в весьма жесткие рамки по уровням их выбросов в атмосферу. Но уже начиная с 2006 года, ВгАЗ отчитывается в проведении поэтапной программы экологической модернизации.

В 2013 году будет введена в действие «сухая» газоочистка на первой серии корпусов электролиза. А это позволит кардинально улучшить не только очистку отходящих газов, но и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу. Для горожан же этот проект станет «видимым» благодаря отсутствию еще двух труб предприятия.

- На сегодняшний день готовность объекта - 80%, - рассказал руководитель группы управления проектами Игорь Беспалый. – Выполнены общестроительные работы, подключены системы водоснабжения, отопления, подачи сжатого воздуха, установлено основное технологическое оборудование: фильтры, камерные насосы и вентиляторы. Мы ожидаем, что уже к концу этого года газоочистка заработает на полную мощность.

 

Чуешь, чем пахнет?

 

Зачастую ситуация такова, что норматив по выбросам вредного вещества выполняется, а запах раздражает людей, не дает спокойно жить. Это понятно, ведь никому не хочется жить в дискомфортных условиях.

Многие предприятия, выбрасывающие пахучие вещества, в своё время были построены вне черты города или на некотором отдалении от жилой зоны. Однако разрастание жилой городской среды привело к тому, что они оказались в окружении населённых пунктов и постоянно сталкиваются с недовольством населения в отношении неприятных запахов.

- Это проблема, которая имеет решение, - заверил заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности в техносфере Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета, заслуженный эколог РФ Валерий Азаров. -  Метод  ольфактомерии является количественным методом измерения запаха по степени воздействия на человека. Этот метод дает возможность определить интенсивность запаха, основываясь на инструментальном анализе, а не на жалобах населения на неприятные запахи, часто имеющих субъективный характер.

Во многих странах мира система контроля запахов существует уже в течение нескольких десятилетий и принята на законодательном уровне. Постепенно осознание важности этой проблемы приходит и в Россию, причем это касается не только населения, не желающего жить в дискомфортных условиях, но и государственных органов и самих предприятий.

- Нормативная и законодательная база по выбросам в нашей стране на уровне. Да и контроль налажен неплохо, - убежден Валерий Азаров. - Дымящая труба, как правило, опасности не представляет.  Если дым идёт, это означает, что предприятие работает в штатном режиме и руководствуется своим планом по проекту ПДВ. Другое дело, когда произошла нештатная ситуация и проходит несанкционированный выброс, который проконтролировать очень трудно.

Важно понимать не сколько выбросов производит то или иное предприятие, а иметь сводный проект выбросов по городу - с учётом городского транспорта, который по некоторым данным обеспечивает нам до 40% загрязняющих веществ.

- Сводный проект позволит четко определить, насколько непосредственно предприятия загрязняют город и оценить реальную угрозу городской среде со стороны заводов, - объясняет Валерий Азаров.   

 

Добро пожаловаться

 

Если у обычного горожанина возникли тревога по поводу каких-то запахов или дымового фона, если возникло беспокойство и есть вопросы по работающему рядом предприятию, он может обратиться в Роспотребнадзор – именно эта организация заменила бывшую грозную санэпидемстанцию. Так же можно сигнализировать в природоохранную прокуратуру или соответствующую структуру экологического надзора (их название в последнее время часто меняется) областной или городской администрации.

Нерадивые предприятия, которые пренебрегают нормами ПДК, ждет наказание: для них может быть повышена плата за выбросы, предусмотрена система штрафов, при систематических нарушениях могут отобрать разрешение на выбросы, то есть остановить производство.

За экологической обстановкой и допустимыми выбросами следят Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росприроднадзор. Сотрудники  этих организаций выезжают на плановые и внеплановые проверки и мониторят ситуацию.

А вот самостоятельно взятые горожанами пробы в серьёзную лабораторию на анализ не примут. Правильно взять пробы – целая наука, для этого нужно применять специально подготовленную посуду, для разных анализов нужен разный объём материала. На погрешность измерения так же влияют скорость аспирации или температура воздуха и многое другое. Поэтому самодеятельность здесь ни к чему.

На каждом промышленном предприятии есть экологический паспорт и паспорт безопасности объекта. Эти документы находятся в открытом доступе – администрация завода их предоставляет при обращении. Любой человек может посмотреть, какие есть выбросы, какие риски существуют при обычном производственном цикле и при авариях, насколько вероятна возможность загрязнения, заражения, затопления, гибели людей. А так же узнать зоны вероятного поражения.

Так что же такое работающее предприятие для мегаполиса – благо или вред? Тем, кто уверен, что от заводов один вред можно посоветовать переселиться в глухую тайгу. Цивилизованный человек понимает, что действующие предприятия – это рабочие места, занятость, налоги в бюджет, и поэтому готов мириться с их соседством. Но чтобы соблюдались права на благоприятную окружающую среду, собственники заводов должны вкладываться в модернизацию производства, государственные органы – контролировать их работу, а граждане - быть экологически грамотными, чтобы зрело осознавать: любое право подразумевает и определённые обязанности.

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте