Взаимоотношения власти и интеллигенции всегда обращали на себя внимание. Нынешние времена — не исключение. О современной позиции, о современном месте петербургской интеллигенции в общественной жизни города и страны, о ее взаимодействии с властью своими мыслями с нами поделился доктор философских наук, профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Григорий Тульчинский.
— Это вечная особенность российской интеллигенции: неприкаянность и неукорененность. Будучи порождением петровских реформ, она всегда находилась между молотом и наковальней — между властью и народом. Отсюда ее двойственность. С одной стороны — комплекс вины перед народом, но при этом готовность учить народ «как надо». С другой — у власти для интеллигенции всегда не те (партократы, дерьмократы, либерасты…), но при этом — готовность подсунуть власти свой проектик. Народ интеллигенцию не любит и не доверяет ей. Власть тоже не любит, не доверяет, иногда пользует.
Вот она и болтается, как цветок в проруби. И прав был мудрый Михаил Зощенко: «Жизнь создана проще, обидней и не для интеллигентов».
Эта неукоренность и безответственность — в силу отстраненности образованного класса от реальной собственности. За рубежом образованный класс (интеллектуалы) — часть среднего класса, буржуазии, граждан (во всех языках слово «гражданин» восходит к горожанину). А у нас образованный класс все еще большей частью люмпенизирован.
— Нынешняя власть просто физиологически, животно держится за свое существование. Остальное ее просто не волнует. И все понимает только в этом контексте. Оппозиция для нее просто враг. По одной простой причине, что она не есть власть. А все, что не власть, для нынешней власти — враг, претендующий только на одно — на эту власть. Это паранойя, и нам приходится с этим жить, пишут "Новости Петербурга".