Город, где картины не воруют
20 декабря 2012, 09:09 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Сегодня так никто не пишет
Вытянутый кабинет с длинным столом для переговоров. На стенах – ряды картин. Стоим напротив двух портретов. Средних лет мужчина с суровым взглядом исподлобья, в шинели и тяжелой шапке. Мужчина постарше, слегка потерянный, похожий на Метелицу в исполнении Петра Зайченко.
«Я не знаю, кто это, и нам никогда уже не узнать. Так никто не пишет сегодня – это раз. И такого типа людей-то нет уже – это два», – Сергей Гевлич показывает на заключенные в рамы холсты и подходит ближе, объясняя, каким широким и необычным мазком писал Алексей Прокопенко. «Почему же в наше время нет таких лиц?» – спрашиваю. «Это нормально. Условия жизни диктовали определенный тип людей. Сейчас люди стали следить за собой, стали более холеными – а тут же все-таки военных времен портреты», – ответ на этот вопрос у Сергея Олеговича как будто заготовлен. Как и на другое «почему» – почему он начал собирать картины: «Выходишь за ворота своего дома и видишь грязь, видишь эти гнилозубые дома – любой нормальный человек должен что-то предпринять, чтобы как-то поменять эстетическую картину. Я не могу переделать этот город, но у себя в квартире повесил то, что мне нравится».
Сергей Гевлич, технический директор местной компании, в офисе которого мы и находимся, точно знает и что именно он собирает: это волгоградские художники, волгоградские виды, волгоградские лица. В его коллекции есть и работы молодых талантов вроде Дениса Глазкова, и картины ушедших из жизни творцов – Федора Суханова, к чьим натюрмортам, немного напоминающим школу «Бубнового валета», Сергей Олегович относится с особой любовью, Виктора Лосева, Александра Легенченко. Последний в 1930-е годы учился в Ленинградской академии художеств у Евгения Лансере, был знаком с Павлом Филоновым, а в шестидесятые его рисунки попали в Америку к Давиду Бурлюку, одному из основоположников футуризма, – и тот писал потом Александру Павловичу о своем восхищении. Легенченко до самой своей смерти (в 2003 году) хранил эти письма, в которых кроме теплых слов были и стихи соратника Маяковского. Большинство из нас и не знает о земляке Александре Легенченко.
Люди без традиций
Раз есть такие истории, такие художники, такие отзывы – значит, есть и что коллекционировать. Недавно в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И. И. Машкова завершилась выставка работ из коллекции Владимира Петрова, заслуженного врача РФ и ректора ВолГМУ: видный ученый также собирает картины волгоградских художников, посвященных нашему городу. В буклете к этой экспозиции искусствовед Ольга Малкова называет коллекцию В. И. Петрова «первым и наиболее крупным частным собранием произведений волгоградских авторов». Первым – но не единственным.
«Я лично знакома со многими волгоградскими коллекционерами картин», – говорит директор «Арт-салона» Ирина Басова и перечисляет фамилии, загибая пальцы сначала на левой руке, потом на правой. Пальцев не хватает, но на втором круге счет не доходит и до правой руки. «Плюс иногда бывают коллекционеры из Москвы, Петербурга или других городов, или иностранцы», – добавляет владелица салона. По ее словам, коллекционеров в Волгограде мало по той же причине, по которой у нас вообще мало всего, от исторических зданий до городских легенд: из-за Сталинградской битвы, уничтожившей почти все культурное наследие. «У нас не было даже галереи, и когда при возрождении города открылся музей ИЗО, он пополнялся за счет подарков от других музеев страны, – рассказывает Ирина Михайловна. – Да и до войны город был всего лишь уездным, в отличие от губернского Саратова, где работали и консерватория, и художественное училище, и актерское».
О том же говорит и Сергей Гевлич: культурная традиция стала образовываться в Волгограде только в последние двадцать лет. «Нужна среда, насыщенная и интеллектуальная, но ее нужно создать, потому что сама она не возникнет, – считает Сергей Олегович. – Не хватает, например, некого клуба коллекционеров и тех, кому интересна волгоградская живопись, который я вижу как хорошую галерею с обновляемой экспозицией, плюс кафе, где можно было бы выпить чашечку кофе с рюмкой ликера, и зал-лекторий».
Волгоградские коллекционеры живописи, графики, скульптуры – это совершенно определенный круг людей, те, кого можно отнести к интеллигенции или «среднему классу»: профессора, особенно много врачей, директора предприятий, кое-кто из нефтяников и депутатов. «Покупка картины – это удачное вложение средств, потому что произведения искусства никогда не дешевеют. К тому же, у нас в городе никто и не украдет их никогда, – смеется Ирина Михайловна Басова. – Знаете, что в Волгограде за всю историю украли всего две скульптуры? Одну – роденовскую из музея-панорамы, а другую – у меня в салоне, щербаковскую пушку в виде фаллоса. Я тогда испугалась: ну вот, теперь автору за нее $2 тыс. выплачивать. А в итоге понаехали телевидение, газеты, и мы сделали такой пиар Щербакову, что тот сказал – не надо ничего платить, мол, сам мне должен остался».
Как на фотографии!
«Арт-салон» Ирины Михайловны существует уже 11 лет, и время от времени – в день открытия очередной выставки – он превращается в клуб друзей. Однако и помещение в цоколе дома на Порт-Саида маловато для полноценного «третьего места», и людей, разбирающихся в искусстве – единицы. «Чтобы начать понимать искусство, нужно посмотреть семь тысяч картин, причем настоящих, шедевров. Тогда ты выработаешь какой-то вкус, – говорит галерист. – Вообще, у людей дичайшие представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. У нас импрессионизм по-прежнему ассоциируют с выражением «продажная девка импрессионизма», работы абстракционистов попадают в категорию «сами лучше нарисуем»… Какой не должна быть живопись? Она не должна быть похожей на фотографию, а у нас, наоборот, приходят и говорят: «Как красиво, словно на фотографии!».
Этот небольшой магазин картин, где в ноябре проходила выставка-продажа работ Георгия Матевосяна, а вскоре планируется экспозиция миниатюр Виктора Лосева – первый частный художественный салон Волгограда. Первый – но уже не единственный, хотя для перечисления всех остальных салонов хватает пальцев одной руки. Моды на приобретение картин пока что нет, в то время как одних только членов Союза художников в регионе – полторы сотни. А сколько еще вне Союза!
Может быть, зря волгоградцы, устраивая ремонт в новой квартире, жалуются на отсутствие в городе гипермаркета «Икея», где можно приобрести декоративные мелочи для интерьера? Есть ли смысл тратиться на штампованные безделушки, когда под боком такое количество эксклюзива, год от года становящегося только ценнее? Ведь даже пять картин – это уже маленькая коллекция. Пятьдесят человек – это уже среда. Два-три поколения – это уже традиция.
Александр АКУЛИНИЧЕВ