> Желание мыслить, как роскошь - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Желание мыслить, как роскошь

6 декабря 2012, 10:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

«Люди готовы платить любые деньги, чтобы не мыслить», – так говорил А. М. Пятигорский, русский философ XX в. Доктор философских наук, профессор кафедры философии ВолГУ Андрей Макаров вспоминает слова философа, рассказывая о проекте «Интеллектуальные среды», на седьмой год существования вышедшем за университетские стены – в антикафе «Круг». А здесь уже находятся люди, готовые платить за то, чтобы мыслить. Хотя бы пару часов в неделю.

 

Более двадцати человек самого разного возраста, от 18 до 70, сидят на диванах, пьют чай и обсуждают стихотворение Иосифа Бродского «Ниоткуда с любовью». При этом они следуют ряду простых правил. Первое – говорить по поднятой руке. Второе – говорить по возможности кратко, четко отвечая на заданный вопрос. Третье – каждый раз проверять, поняли ли все собравшиеся сказанное, и согласны ли с этим. Если нет – уточнять формулировки так, чтобы понимали все, и соглашалось большинство. Постепенно, шаг за шагом, рождаются интерпретации поэтического текста, и от непонимания участники дискуссии продвигаются к пониманию. Это – семинар по герменевтическому анализу, традиционный для «Интеллектуальных сред» в этом сезоне.

– Часто люди жалуются на плохое настроение, и тому находятся естественные причины: солнца мало, давление меняется… Но есть также и социальная причина – изменения не атмосферного или артериально-венозного давления, а давления информационного. Пониженное – когда ничего не происходит и жизнь кажется бессодержательной. Повышенное – когда слишком много всего происходит, понять все становится трудно, голова забита. В первом случае – пустота, во втором – запутанность. И как раз герменевтика может быть методом борьбы с высоким или низким информационным давлением, – говорит ведущий семинара, кандидат юридических наук, преподаватель РАНХиГС (ВАГС) Юрий Ветютнев.

Организуя семинары по герменевтике, учёные ставили цель освоить технологию толкования до такой степени, чтобы можно было в автоматическом режиме квалифицировать самые разные жизненные ситуации. Участники семинаров попадают внутрь процесса познания, и как правило не понимают, что именно происходит во время обсуждения. Одновременно семинары обнажают и огромное количество проблем с коммуникацией, которых мы не замечаем в повседневности. Достаточно пятнадцати минут на «Интеллектуальных средах», чтобы обнаружить, как мы боимся высказать свою мысль. Макаров называет это «страхом белого листа и начала речи». Окружающим нелегко эту мысль понять из-за обилия в ней неточных слов. Выясняется, что часто мы отвечаем не на тот вопрос, который нам задали.

– На вопрос «зачем?» люди то и дело отвечают «потому что», – комментирует профессор Андрей Макаров, приводя несколько забавных примеров. «Зачем вы сюда пришли?» «Потому что меня заставили» –  подобное сплошь и рядом. – Мне кажется, это наша общая проблема с целеполаганием. Слишком долго цели за нас полагали другие субъекты. Так, в Советском Союзе была система целеполагания, но то были цели людей, которые давно умерли, а живущие почему-то продолжали к ним стремиться. И эта система обрушивается только сейчас.

Вот уже шесть лет каждую среду в течение учебного года «Интеллектуальные среды» проводят свои мероприятия для всех желающих в ВолГУ и, с недавних пор, в «Круге». Подобные регулярные встречи «клубного» формата с темами вроде «Стили человеческого мышления: Платон» или «Метод мифоанализа: активное воображение» нигде прежде не проводились столь долгий срок.

У проекта, созданного Андреем Макаровым, с целеполаганием все в порядке. Выбранный формат позволяет совместить науку и образование. К примеру, по итогам множества подобных герменевтических семинаров в рамках «Интеллектуальных сред» разработана методика задавания вопросов, которая может пригодиться представителями множества профессий, от журналиста до руководителя предприятия – с ней участников будут знакомить в дальнейшем.

– Мы не находимся в рыночной парадигме, поскольку не удовлетворяем спрос и не оказываем услуги. Наша парадигма – парадигма дара. Или, если хотите, мы работаем в сегменте роскоши: ведь мышление в наше время – это действительно роскошь, которую не каждый может себе позволить, – анализирует собственное детище Андрей Макаров. - О том же говорил и уважаемый им Пятигорский: желание мыслить, увы, принадлежит немногим. Хотя у философа, кажется, и не было слова «увы».

Александр АКУЛИНИЧЕВ

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте