Этот документ ждали уже как минимум лет шесть. Говорили, что именно из-за его отсутствия мы никак не можем наладить отношения между 193 народами нашей самой большой на планете страны. Он будоражил души учёных мужей и активистов национальных объединений настолько, что во время обсуждения чуть не доходило до рукопашной. Конец бесконечным спорам и несчётным вариантам положил президент, который 19 декабря подписал Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Прощай, Концепция!
Этим же росчерком пера была аннулирована Концепция государственной национальной политики, которая регулировала непростые межнациональные отношения в нашем государстве рекордные шестнадцать с половиной лет. Невероятный срок для страны, которая столь радикально менялась именно в этот период своей истории!
Впрочем, Концепция, хотя формально и считалась действующей ещё каких-то 10 дней назад, но фактически давно уже играла роль важного, однако не имеющего никакого отношения к реальной жизни, музейного экспоната. Даже её «крёстный отец» – Вячеслав Михайлов, сумевший добиться принятия Концепции в 1996 году, будучи министром по делам национальностей, неустанно твердил о необходимости новой редакции.
Символично то, что именно экс-министру Михайлову доверили возглавить разработчиков Стратегии. Сложно представить сегодня другого человека, который пользовался бы таким безусловным авторитетом у совершенно разных групп граждан, озабоченных национальным вопросом в нашей стране. Сенаторы, депутаты Госдумы, лидеры федеральных национально-культурных автономий, учёные – все они давно имели в руках диаметрально противоположные друг другу тексты и полны были решимости биться за свой вариант, как единственно верный. Однако поговаривают, что окончательный вариант максимально учёл прежде всего опыт и наработки исполнительной власти в лице Минрегиона, которому в последние годы досталась непростая обязанность отвечать за межнациональные вопросы в стране.
Русский вопрос
Одним из камней преткновения Стратегии стал «русский вопрос». В какое-то время в проекте даже появилась формулировка о «государствообразующей роли русского народа», что вызвало неимоверный шквал критики, прежде всего со стороны национальных республик. В итоговом документе осталось чрезвычайно корректное упоминание роли самого многочисленного этноса государства: «Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории РФ сформировалась уникальная социокультурная цивилизационная общность, многонародная российская нация».
Этнические элиты в республиках остались довольны, а вот русские националисты посчитали, что интересами их этноса в очередной раз пожертвовали, сделав упор на традиционное ещё с советских времён обеспечение прав нацменьшинств, сохранение их языков и культур.
– Так повелось, что документы, касающиеся нацполитики, у нас поручают писать лидерам нацокраин, – раздражённо заявил один из руководителей движения «Русские» Дмитрий Дёмушкин и охарактеризовал принятую Стратегию как «пустую и беззубую».
Из эмоциональных откликов в Рунете понятно, что русские активисты ждали от неё «возникновения субъектности русского народа» вплоть до «конституционных изменений федеративного устройства». Теперь они предрекают распад России по национальному признаку, снижение популярности действующей власти в русских регионах и то, что «через пять лет за Путина проголосуют лишь регионы нацменьшинств».
Вряд ли такие настроения разделяет всё русское население страны. Проблема как раз в том, что власть уже который год пытается найти достойного и хоть сколько-нибудь репрезентативного партнёра для диалога по «русскому вопросу», но таковых в обществе пока не наблюдается.
Точка зрения карапуза
Сложно представить, каким должен быть идеальный законодательный акт. Таковых, наверное, в природе вообще не существует, ведь предела совершенству, как известно, нет. И в проектах законотворчества важно вовремя остановиться, чтобы уже начать действовать.
Странно, что рьяные критики Стратегии как-то совсем не заметили главного достоинства вступившего в силу документа – его чрезвычайную демократичность. Там расставлены важные реперные точки, но не содержится никаких жёстких конструкций, а значит, обществу дана полная свобода в выборе пути достижения обозначенных целей. Отрицать важность этих целей ни один здравомыслящий человек, думаю, не станет. Ну чем, к примеру, плох тезис о необходимости сохранять и развивать культуры и языки народов России? Или о равенстве прав и свобод гражданина независимо от расы, национальности, языка или религии?
Возможно, раздражение у некоторых вызывает как раз то, что власть впервые ушла от роли ментора и предложила обществу полноценное партнёрство и ответственность. К этому, похоже, не все оказались морально готовы: гораздо привычнее находиться в роли обиженного карапуза, требующего у взрослого всё и немедленно, а иначе – скандал, сопли и вопли.
Теперь важно, какие инструменты будут выбраны для воплощения правильных идей, названных Стратегией. И меня удивляет, почему большинство из тех, кто так пламенно и бескомпромиссно дискутировал до принятия документа, сейчас демонстрируют совершенное равнодушие к его дальнейшей судьбе. А ведь сделана только половина дела: названы стратегические цели, обозначена система координат. Не менее важна и тактика их достижения. Причём желательно в виде детального пошагового плана действий. И работы здесь всем хватит – от федеральных министров до поселковых глав, от руководителей правоохранительных органов до активистов некоммерческих организаций.
Меньше всего хочется, чтобы через 12 лет – в 2025 году – мы все вместе оказались перед фактом нереализованных возможностей и упущенного времени. Такое ведь уже не раз было в нашей стране за последние 20 лет. Может, пора оставить эту инфантильную модель поведения в прошлом? Да и случай, чтобы расстаться с нехорошими привычками, весьма подходящий – Новый год наступает!