Гуманитарная катастрофа уже наступила в России, утверждает Ученый совет филологического факультета Московского государственного университета. И произошла она по воле и под руководством властей страны.
Власть, утверждает заявление Ученого совета, опубликованное на сайте pravmir.ru, «сознательно и целенаправленно конструировала», то, что назвала «качественным обновлением образовательной ситуации»: правительство уже утвердило Программу развития образования до 2020 года, из текста которой следует, что оно (государство) полностью удовлетворено сделанным в указанной области и не собирается корректировать образовательную политику.
Теперь единственный качественный показатель уровня образования, базируется на результатах ЕГЭ и рассчитывается как «Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ». То есть, уточняют филологи, авторы программы уверены, что именно это «характеризует равенство доступа к качественным образовательным услугам», а ничего другого и не надо.
Однако, напоминают ученые, в результате введения ЕГЭ в средней школе резко сокращено количество часов, выделенных на преподавание литературы, сам предмет «русская литература» исчез из школьной программы (согласно стандарту второго поколения, его заменил предмет «русский язык и литература»).
По новым стандартам, школьники вообще больше не пишут сочинения, а это уже принципиальное, качественное изменение характера преподавания: «учащийся более не рассматривается как самостоятельно мыслящая личность, наделенная аналитическими способностями и умеющая реализовать их на практике в форме связного текста; теперь он должен лишь воспроизводить некоторую часть полученной информации; естественно предположить, что цель такого среднего образования — создание потребителя, «управляемой массы», - предупреждают филологи.
Объявив одной из главных целей реформы образования необходимость окончательно уничтожить его «советскую» составляющую (в случае с русской классической литературой – резко ограничить обсуждение и, тем более, усвоение ее ценностей, чуждых современной политической и экономической элите, а также той части «среднего класса», которая ориентирована на обслуживание этой элиты), власть решает другую, принципиально важную для нее задачу: обеспечение полного контроля над сознанием людей.
У властей предержащих есть четкое «понимание того, что управление общественным сознанием осуществляется тем легче, чем ниже уровень образования», - уверена профессура филфака МГУ.
«Ситуация катастрофического обрушения уровня гуманитарного школьного образования усугубляется массовым закрытием школ в российской провинции и резким сокращением числа бюджетных мест, выделяемых филологическим факультетам вузов, а вместе с тем политикой слияния и закрытия самих вузов. Фактически это означает, что в самое ближайшее время будут аннулированы достижения советской образовательной системы, а вместе с тем будут окончательно преданы забвению традиции русской дореволюционной школы. Это национальная катастрофа, чреватая сломом механизмов исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции», - предупреждают филологи.
Потому что «филология — это не только и не просто обучение родному и «иностранным» языкам, это система знаний о принципах возникновения и развития языков, о механизмах их воздействия на культуру, … это еще и критика текста и герменевтика, предоставляющие человеку и обществу возможность интеллектуальной независимости, … это история литературы, которая объясняет, как и почему оказались связаны друг с другом тексты, разнесенные в пространстве и времени».
«Без этих знаний вся национальная культурная традиция (в конечно счете – и вся мировая культура) неизбежно предстанет хаотическим нагромождением случайных письменных памятников, что может устроить только тех «креативно мыслящих» «деятелей культуры», которые сознательно работают на ее разгром», - записано в заявлении Ученого совета филфака МГУ.
В резолюции, единогласно принятой Советом, который понимает «свою ответственность перед обществом», ученые заявляют:
«1) о неприятии политики разгрома российского гуманитарного образования, которую проводит министерство образования;
2) о недоверии тем чиновникам всех уровней, которые эту политику разрабатывают и реализуют;
3) о целесообразности предания гласности всех данных, которые позволят обществу оценить эффективность деятельности министерства образования за последние двадцать лет и уровень нанесенного им ущерба, в т.ч.:
а) о количестве закрытых школ по регионам и об общей динамике в этой области;
б) о размерах государственного и иного (включая зарубежные фонды) финансирования программ министерства образования;
в) о результатах ЕГЭ по всем регионам России и по всем образовательным дисциплинам с момента его внедрения и о необходимости профессионального анализа этих результатов.
4) о необходимости развертывания широкой профессиональной дискуссии о путях выхода из создавшегося положения».