> Минута рубль бережет - Аргументы Недели. Волгоград

//Общество

Минута рубль бережет

8 ноября 2012, 09:42 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

«А что, если?..» – такой вопрос с любым, самым невероятным продолжением, бизнес-консультанты советуют задавать себе начинающим предпринимателям. «А что, если в кафе платить не за блюда, а за минуты пребывания?» – такой вопрос чуть больше года назад задал себе основатель первого в России столичного кафе «Циферблат», где посетители платят не за еду и напитки, а за время. Ответом стали все новые и новые «антикафе», открывающиеся в разных городах. В Волгограде таких уже несколько.

 

Алкоголь не пройдет

Буквально на днях очередное антикафе открылось на 7-й Гвардейской. «Посиделки» – это просторная, светлая комната с десятком столиков возле каждого из которых – по паре белых диванчиков, и две комнаты поменьше – с компьютерами, телевизором и игровыми приставками. У дальней стены в зале – шкаф с настольными играми и книгами, у входа – барная стойка с кофемашиной, чайником, посудой и маленькими «вкусностями».

Минута пребывания обойдется посетителю в 1, 1,5 или 2 рубля в зависимости от времени суток. За эти деньги гость может выпить чаю или кофе (в неограниченных количествах), закусив их печеньем, сыграть в какую-нибудь настольную игру, почитать книгу. Правда, пока что выбор игр и книг не слишком велик, и какой-либо фирменной «фишки» нет. Зато таковой можно назвать наличие нескольких оборудованных рабочих мест (доступны также принтер, сканер, ксерокс) и приставку Xbox – получается совмещение кофейни с компьютерным клубом и мини-офисом.

– Мы хотим, чтобы у нас было комфортно учиться, работать, развлекаться и общаться, – говорит арт-директор антикафе Наталья Елизарьева. – Рассчитываем в первую очередь на молодежь, но не будем зацикливаться на какой-то одной группе людей. Даже сейчас, если посмотреть афишу, можно увидеть и «Живой семинар по маркетингу», и лекцию на тему экологии – это будет интересно разным людям.

Создатели «Посиделок» – супружеская пара Елена и Евгений Малышкины – считают, что такие заведения воспитывают людей. Например, у них действует строгое и безапелляционное табу на алкоголь и курение: «Для этого есть много других кафе и баров, у нас же никаких исключений быть не может», – заверяет Елена. При этом приходить со своей едой не возбраняется: трудно представить, чтобы кто-то мог провести здесь целый день за работой или весь вечер, играя с друзьями в «Монополию», не проголодавшись. «Внизу как раз столовая есть», – подтруниваю я, но хозяйка антикафе с удовольствием подхватывает идею, ничуть не обижаясь: «Ну да, это же очень удобно!».

«Посиделки» могут собрать до ста человек одновременно, но едва ли такое число посетителей достижимо в ближайшее после открытия время. Поэтому основатели – все еще суетящиеся, докупающие недостающие предметы, – делают ставку на проведение мероприятий. Так, на открытии в субботу, 27 октября, выступала волгоградская рок-группа Muskat, а в планах на первые недели – показ и обсуждение фильмов Альфреда Хичкока, лекция «Бизнес с удовольствием: Как сделать так, чтобы работа не была рутинной?» и выставка дизайнерских украшений. Во время лекций, семинаров, концертов оплата фиксированная – рубль за минуту.

По словам Елены Малышкиной, бизнес-план «Посиделок» предполагает, что окупится заведение примерно через два года. «Раскрутка» проходит, прежде всего, через социальные сети, что соответствует целевой аудитории, ядро которой составляют студенты и «пост-студенчество».

 

Жизнь как квартирник

Уже пять месяцев в подвальном помещении на улице Мира работает другое антикафе – «Берегите время». Правда, сами создатели – недавние молодожены Римма и Николай Журавлевы – не любят слово «антикафе» и называют свое заведение либо «проектом», либо «арт-кафе». Три комнатки, вмещающие человек 40, плюс подсобка – вот и все пространство «БВ». Однако вечерами здесь не бывает тихо или пусто: за время, прошедшее со дня открытия, сложилась своя «тусовка», в основном, из людей от 17 до 25 лет.

– Волгоград меня иногда неприятно удивляет, – признается Николай, прежде живший в Астрахани. – Например, в маршрутке у двери может несколько остановок стоять девушка, и никто не уступит ей место, все мужчины отвернутся и смотрят в окно. Вот нам с Риммой очень хочется верить, что проекты вроде «Берегите время» помогут развить культурную среду.

Николай со смехом вспоминает первого посетителя – девушку, желавшую купить нижнее белье: раньше на месте арт-кафе был соответствующий магазин. С тех пор много воды утекло, и много кофе с чаем было выпито, и теперь «Берегите время» стал чем-то вроде «общественной квартиры»: по-домашнему оформленное пространство, куда забредают, как в гости к друзьям. Именно на тесные, дружеские контакты Николай с Риммой и рассчитывают.

«Надо с душой относиться к гостям, встречать их, запоминать имена, разговаривать с ними, – объясняет Николай. – Мы проводим здесь семь дней в неделю с утра до вечера, очень редко один из нас берет выходной, чтобы с какими-то делами разобраться». Нанимать сторонних людей хозяева «БВ» не хотят: нужно, чтобы сначала появились – из числа гостей – те, кто с такой же любовью будет относиться к проекту. «В начале года в Астрахани открылось антикафе «Циферблат», по аналогии с московским. Хозяева нанимали администраторов – и те сидели себе, ковырялись в Интернете, с посетителями не знакомились, грязную посуду со столов не убирали… В итоге заведение быстро потеряло популярность», – рассказывает Николай. И добавляет: когда Ивану Митину, первооткрывателю формата «антикафе» в России, предложили сделать «Циферблат» в Волгограде, тот ответил, что это недостаточно умный, не интеллектуальный город, чтобы здесь что-то подобное прижилось. «БВ» и другие проекты пока доказывают обратное.

В «Берегите время» устоявшаяся программа мероприятий. Все они – развлекательные: «Мафия» и подобные игры по четвергам, тематические гитарники (как правило, посвященные разным рок-группам – «Сплину», «ДДТ» и т. п.) по пятницам, турниры по настольным играм в субботу. Первый час пребывания стоит 120 руб., последующие – по 60 руб. Николай с Риммой признаются, что рассчитать, когда заведение окупится, трудно, и пока что оно вернуло не больше 15-20% вложений. «Главное, что нам самим это нравится, у нас всегда есть дела и есть интересные люди вокруг», – Николай, говоря это, стирает с висящей за его спиной доски имя очередного посетителя, только что заплатившего за сбереженные в теплой комнате минуты.

 

Просвещение вне дома

О том же самом – об интересных людях, посещающих его заведение, – охотно рассказывает Михаил Олейников, один из основателей антикафе «Круг». Вместе с другом Павлом Хохлачевым они открыли «Круг» в середине июля, выбрав для него помещение в сталинском доме на улице Ленина. Высокие потолки, белые стены и в целом минималистский интерьер создают ощущение «чистого листа», позволяющее всякому сюда входящему оставить за порогом лишнюю информацию и полностью погрузиться в дела, в игру или – что составляет основу «Круга» – в тему лекции, семинара, мастер-класса».

– Я хочу, чтобы в нашем клубе – не люблю слово «антикафе», у нас именно клуб, каждый день проходило не менее двух мероприятий. И график на ноябрь уже получился насыщенным, – делится планами Михаил, пока мы пьем кофе и слушаем звучащие фоном «Времена года» Вивальди.

Планов много – от цикла лекций по антиквариату до круглых столов по вопросам национализма, – и объединяет их одно: идея просвещения. В идеале, считает Михаил, «Круг» должен стать «третьим местом» – пространством, где люди могли бы общаться и просвещаться вне дома, университета, работы. Идея «третьих мест» сегодня популярна на Западе и в Москве. Очень точно охарактеризовала этот термин Ольга Синицына, замдиректора Всероссийской библиотеки иностранных языков: «Третье место – это место, где человеку хочется быть. Дома он есть, на работу должен, и не хватает именно такого, где хочется быть – чтобы просто встречаться, поработать, подумать, написать». Михаил добавил бы к этому списку и слова «узнать что-то новое».

Даже настольные игры в «Круге» подобраны «со смыслом»: например, игра «Денежный поток» Роберта Кийосаки обучает участников основам функционирования экономики, рынков ценных бумаг, составлению бизнес-планов и квартальных отчетов методом «полного погружения». В воскресенье в клубе проходят обсуждения на английском языке, а недавно «Круг» с помощью Агентства культурных инициатив вступил в партнерство с немецким Фондом им. Роберта Боша: регулярными станут встречи с немецкими деятелями культуры и просмотры кино на немецком. В клубе можно почитать англо- и немецкоязычные газеты, журналы и книги, в перспективе появятся и испанские издания. Михаил отмечает, что мода на этот язык и эту культуру становится все заметнее.

Публика в «Круге» собирается на удивление разновозрастная, причем обычных завсегдатаев таких мест, студентов, сравнительно немного. На первом семинаре проекта «Интеллектуальные среды» (под руководством профессора ВолГУ, доктора философских наук Андрея Макарова, решившего вынести заседания «сред» за пределы вуза) можно было увидеть людей от 20 до 70 лет, обсуждающих картину советского художника Виктора Попкова. Создатель клуба отмечает это с особенным удовольствием – как и то, что при подготовке к разным мероприятиям ему самому удается пообщаться с умными людьми, профессионалами и опытными специалистами в своей области, с которыми в иной ситуации и не удалось бы познакомиться. Идея платить за время пока что не прижилась у публики, но скоро посетители привыкнут – и подобные клубы станут привычным явлением. «Если же мода сойдет, то появится что-то новое, мы как-то переориентируемся», – оптимистично замечает Михаил Олейников.

Станут ли «третьи места», одно за другим появляющиеся в Волгограде с минимальным отставанием от столицы, обычным явлением, а не просто поветрием, говорить рано. Многие посетители высказываются в духе: «Будь такое место во время моего студенчества, не уходил бы оттуда». Но другие добавляют: «Зато в наше время люди в гости друг другу ходили». Возможно, антикафе – вариация на тему «похода в гости» в эпоху, когда в гости редко ходят даже близкие друзья и родственники. Только посиделки без выпивки, но с настольными играми – это же как-то непривычно для «типичных россиян»? Или среди нас все больше «нетипичных»?

Александр АКУЛИНИЧЕВ

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте