Аргументы Недели → Общество № 46(338) от 29.11.2012

«Маршал» связи не у дел

Глава Инвестфонда Малофеев прогорел на молочных заводах

, 17:55

Политическую и деловую элиту России продолжает трясти. В непрерывной череде коррупционных скандалов случилась ещё одна нехорошая история. На этот раз с группой олигархов нового поколения, тех которые заправляют Ростелекомом. Вместе с президентом компании Александром Провоторовым фигурантом скандала стал  глава фонда Marshall Capital Константин Малофеев. Похоже, что удача от него отвернулась окончательно. Недавно был снят с выборов на Смоленщине, оказался ответчиком по иску банка ВТБ в Лондоне, теперь должен отвечать по долгам на допросе. А тут ещё всплыла история его восхождения на деловой олимп в тесной компании с семьёй бывшего главы КГБ СССР Вадима Бакатина, проживающего ныне в США. Ровно 21 год назад 5 декабря 1991 года тот сдал американцам схему прослушки в американском посольстве в Москве. 

Ученик, достойный наставников

Вот не зря говорят в народе: от сумы и тюрьмы не зарекайся. А тут уже с обыском пришли. А ведь всё в карьере Константина Малофеева начиналось замечательно. В начале 90-х годов способный парень из подмосковного Пущино поступил на юрфак МГУ, где хорошо учился и вообще был заметным студентом. Здесь он подружился с Александром Провоторовым, а позже с Дмитрием Скуратовым – сыном бывшего генпрокурора Юрия Скуратова. Надо заметить, что Малофееву очень повезло с друзьями, компания у него была достойная. На последнем курсе он устроился юристом в известную теперь инвесткомпанию «Ренессанс капитал». При этом протекцию ему устроил преподаватель МГУ Дмитрий Бакатин – сын последнего главы КГБ СССР Вадима Бакатина.

С тех пор отношения выпускника МГУ с семьёй Бакатиных довольно тесные, несмотря на то, что бывший шеф КГБ с семейством живёт в США. По всем данным, живёт припеваючи. Ещё бы, именно он, по сути, стал могильщиком всесильной советской спецслужбы. А знаковым с этой точки зрения событием стал тогда невероятный в истории мировых спецслужб случай, когда Бакатин сдал американцам схему расположения устройств связи в посольстве США в Москве. Однако дружбы с Америкой у России, как известно, так и не вышло. Зато неожиданно и, похоже, крупно повезло Бакатину. За океаном он быстро и успешно прижился и даже друзей себе там нашёл. Например, в лице бывшего коллеги по КГБ, а ныне изменника Родины Калугина, сдавшего американцам своих сослуживцев.

Наверное, Малофеев никого врагам не сдавал. Однако дружба с младшим Бакатиным – в те времена управляющим директором компании «Ренессанс Капитал», а позже первым замгендиректора «Газпром-Медиа», – пошла на пользу будущему российскому олигарху от связи. Ведь именно тогда Малофеев знакомится с такими корифеями российского бизнеса, как Владимир Лисин, Борис Йордан и Владимир Потанин.

В команде Бакатина выпускник МГУ Малофеев занимался крупными проектами по приватизации блок-пакета «Связьинвеста» и IPO «Вымпелкома». Видимо, любовь к связной отрасли пришла к Малофееву в тот ранний период его становления как будущего крупного бизнесмена. Потом была работа в МДМ-Банке, где Малофеев для биржевого размещения акций компании «Иркут» реализовал известную теперь всем схему публичной продажи акций с последующим восстановлением пакета за счёт новой эмиссии.

В 2005 г. Константин Малофеев посчитал, что денег на чужих проектах заработано достаточно, чтобы открыть собственный бизнес. Так на российской бизнес-карте появилась инвесткомпания Marshall Capital Partners.

Молочные берега Инвестфонда

Первым активом Marshall стал холдинг «Нутритек», для которого Малофеев выбил нужный кредит в банке «Уралсиб». А далее дела пошли в гору. За три предкризисных года фонд привлёк более 1 млрд. долларов. Сам Малофеев, по данным журнала «Финанс», сколотил состояние в 230 млн. долларов.

В 2007 г. Константин Малофеев решил продать шесть принадлежащих «Нутритеку» молокозаводов за 200 млн. долларов. Покупатель заводов – компания «Руссагропром» – получила в ВТБ кредит на эту сумму и этими деньгами рассчиталась с продавцом. В качестве обеспечения кредита ВТБ получил в залог акции молочных предприятий, стоимость которых, как показала проверка, была завышена в пять раз. Ситуация очень напоминает мошенничество, если учесть, что фирма-пустышка, на которую оформлена покупка, контролируется инвесткомпанией Малофеева. ВТБ подал в суд на «Руссагропром» и Малофеева в Лондоне. Однако шёл он ни шатко ни валко. И тогда ВТБ обратился в наши правоохранительные органы, которые возбудили уголовное дело по факту невозврата банковских денег. Впрочем, заморочить голову и пустить пыль в глаза Малофеев сумел не только отечественным партнёрам по бизнесу, но и маститым иностранцам.

Финансовые претензии к Малофееву были и у «дочки» одной из крупнейших в мире страховых компаний – инвестфонда AXA Private Equity. В 2008 г. иностранцы инвестировали 260 млн. долларов в фонд Marshall Capital. На эти деньги российский фонд должен был приобрести 36% «Нутритека» и ещё ряд активов в России. Через два года инвесторы из Франции обнаружили, что за свои деньги получили доли двух предприятий, находящихся на грани банкротства, и сельхозземли в Подмосковье мизерной стоимости. Словом, иностранцев «обули» самым русским образом. По их информации, на эти деньги Малофеев приобрёл в своих целях крупный пакет акций ОАО «Ростелеком». При том, что ещё в октябре 2008 г. «Нутритек» объявил о дефолте. А в 2010 г. Малофеев официально заявил, что «акционерная стоимость «Нутритека» улетучилась».

В такой ситуации Малофеев решил себя подстраховать: двинуть в политику – стать сенатором от Смоленской области. Парламентская неприкосновенность ему ой как может теперь пригодиться. С этой целью он даже прописался в селе Знаменка, где живёт чуть более 500 селян, а в деревенском клубе обещал местным гражданам блага в виде ремонтно-восстановительных работ. Любопытно, что выборную кампанию московского инвестора активно поддержал губернатор Смоленской области Островский. В результате Малофеев за день до голосования был снят с предвыборной дистанции – за подкуп избирателей. Времена всё же меняются, и депутатский мандат, похоже, скоро перестанет быть защитой для нерадивых бизнесменов.

По долгам придётся платить

Последние события на фронте криминальных разборок свидетельствуют, что Малофеев не зря торопился получить депутатский мандат. На минувшей неделе сотрудники МВД провели обыски и допросили главу ОАО «Ростелеком» Александра Провоторова и крупнейшего миноритария этой компании Константина Малофеева. Пока они проходят свидетелями по уголовному делу о мошенническом хищении кредита банка ВТБ на сумму 230 млн. долларов. Выемки документов были проведены в офисах «Ростелекома», «Нутритека», фонда Marshall Capital и других структурах, подконтрольных Малофееву. Следователи задержали генерального директора компании «Руссагропром» Евгению Кремневу, которая согласилась сотрудничать со следствием. Из её показаний следует, что похищенные у ВТБ кредитные деньги могли оказаться в структурах, связанных с фондом Marshall. При этом следователи не смогли задержать самого Малофеева. Ведь он по решению Вяземского суда Смоленской области хоть и лишился победы на выборах, но по закону обжаловал решение суда, и оно не вступило в силу. А раз так, то придётся следователям набраться терпения. Но это вопрос времени.

В свете этих событий многие наблюдатели не исключают новых разоблачений и скандалов. Наверняка всплывёт история становления молодых олигархов, направляемая в те годы Дмитрием Бакатиным – сыном последнего главы КГБ СССР, прекрасно устроившегося в США, в пользу которого, собственно, и была развалена одна из лучших спецслужб мира. Кстати, в своё время он и сына пристроил в американскую юридическую компанию «Степту энд Джонсон», где одним из управляющих значился бывший сотрудник национальной безопасности США. Кстати, «никак не аффилированный с Marshall Capital» Сергей Огороднов, глава единственного подрядчика «Ростелекома» – группы «Инфра инжиниринг», которую недавно компания «Лентелефонстрой» обвинила в близости к фонду Малофеева, долгое время работал с Бакатиным-младшим в группе «Спутник».

В российском парламенте всё чаще звучит требование дать правовую оценку действиям бывшего шефа КГБ и его сына, являющегося действующим топ-менеджером крупнейших российских компаний. Кто-то теперь связывает историю с надеждой на оздоровление ситуации вокруг одной из самых коррумпированных отраслей российской экономики. При этом близким к фонду Marshall Capital и Константину Малофееву называют и прежнего министра связи Игоря Щёголева. Так это или нет, станет ясно очень скоро, как только закончится следствие.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram