По требованию депутата Госдумы от ЛДПР Генпрокуратура проверяет легендарный фильм М. Скорсезе «Последнее искушение Христа» (1988) на наличие экстремизма. Тем временем в самой Госдуме трудятся над законопроектом «Об оскорблении чувств верующих», который призван упростить правоохранителям подобные проверки.
Сторонние наблюдатели соревнуются в том, кто больше вспомнит классиков и цитат, способных вызвать религиозные колики. Самая лаконичная цитата – из Ницше: «Бог умер».
«Конечно же, закон нельзя принимать с формулировками, которые позволят запретить труды Ницше или Толстого. Если довести законопроект до ума не получится, то стоит воздержаться от его принятия, – комментирует А. Палеев, председатель комиссии Мосгордумы по взаимодействию с религиозными организациями. – Между тем я, как юрист, понимаю, чем вызвано появление законопроекта. Процесс над «Пусси Райот» показал: в рамках существующего законодательства об экстремизме один и тот же поступок можно толковать двояко – как преступный и как безобидный. Речь идёт не об ужесточении, а об уточнении. Законопроект – история не политическая, а юридическая».
Православный миссионер, религиовед В. Отставных, напротив, говорит о политическом характере происходящего: «Трудно заподозрить власть в том, что она стала такой религиозной и оскорбляется чьими-то выпадами против православия. Также я не сказал бы, что главным фактором здесь является стремление Церкви использовать государство для укрепления своих позиций. Совсем наоборот: это власть хватается за Церковь, поскольку не обладает доверием многих граждан и пытается обрести его с чужой помощью. Да, воцерковлённых людей в России мало (несколько процентов), но много суеверных, которые отождествляют себя с православием. В них государство ищет опору, как в рабочих «Уралвагонзавода». Подобно тому, как утопающий цепляется за плывущего рядом и тянет его за собой, власть тащит Церковь на дно. Или ещё одна аналогия: преступники повязывают себя кровью – общими преступлениями, чтобы впредь действовать только заодно. Так и власть хочет повязать себя и Церковь совместными преследованиями инакомыслящих».
Религиовед видит угрозу не только для «ворогов православия», но и для самих православных. В ближайшее время закон будет трактоваться в пользу РПЦ, но политическая ситуация может измениться. В этом случае под статью попадут тексты православных миссионеров: это, например, борец с сектами А. Дворкин, оппонент ислама Р. Силантьев, покойный священник Д. Сысоев (основная версия следствия – убийство исламистами). Кстати, сектанты очень любят подавать в суд – для них это как хобби. Да и среди традиционных конфессий отношения обострятся: государство перенесёт богословские дискуссии в правовую и политическую сферу. Христианин вправе оскорбиться утверждением мусульманина, что Христос – не Бог, и наоборот. СМИ и общественность непременно будут следить за такими процессами, отчего накалится межрелигиозная напряжённость. Атеисты тоже дадут жару, заявляя, что религия оскорбляет их разум.
«Сейчас большинство батюшек даже не знают о законопроекте. Но, когда его одобрит Первый канал, они последуют этому примеру. Я крайне удивляюсь, что священники черпают информацию из государственных СМИ, ведь они зачастую высокообразованные люди», – говорит В. Отставных.
«Среди батюшек много людей широких взглядов, – возражает заштатный протоиерей РПЦ, богослов А. Марченков. – Другое дело, что они обычно скрывают это. В противном случае прихожане жалуются на батюшек священноначалию, так как основная часть прихожан широтой взглядов не обладает. Такое качество паствы – не вина православия. К вере часто обращаются люди, которые не нашли себя в обществе, и Церковь принимает их, потому что принимает всех. А вот недостаточная образованность многих церковных руководителей и вправду заслуживает нареканий. Сейчас делаются шаги по исправлению ситуации: открыта общецерковная аспирантура под руководством митрополита Илариона Алфеева (он кроме прочего имеет докторскую степень Оксфорда). Из этого круга в дальнейшем будет формироваться высшая иерархия – с другими взглядами. Нынешние же архиереи в основном на автомате поддерживают государство. И этот законопроект поддержат».
Текст закона пока не принят даже в первом чтении, но вокруг него уже сломано немало копий. Сильнейшее неудовольствие (если угодно, оскорбление) от этой медийной дискуссии испытывают именно «верующие широких взглядов». Потому что слово в ней по большей части предоставлено лишь радикалам от православия с одной стороны, и коллективной «пуське» – с другой.