Американский интернет-гигант Google получил в России «особые права»?
31 октября 2012, 14:09 [ «Аргументы Недели» ]
С 1 ноября вступают в силу поправки в законодательство, которые должны ограничить доступ в Интернете к детской порнографии, рекламе наркотиков, призывам к совершению самоубийств и прочим антисоциальным явлениям. Однако выйдут в свет эти поправки, судя по всему, в существенно смягченном варианте. Объяснение этому простое – мощное лоббирование, против которого российские чиновники оказываются неспособны противостоять.
Для блокировки сайтов, содержащих вредоносную информацию, предполагалось создать специальный реестр, после внесения в который владельцы сайтов или те, кто предоставляет им место под эти сайты, должны удалить запрещенную информацию. Если же сайт не удаляется, то тогда уже операторы связи должны начать блокировку доступа к таким сайтам. Такой, на первый взгляд, обоснованный и логичный порядок, как оказалось, нравится далеко не всем.
На размещении противоправного контента зарабатывают его создатели, но дело даже не в них. Миллиардные долларовые доходы на интернет-рекламе получают популярные поисковики, социальные сети и видео-хостинги. Они не хотят рисковать лишиться даже части своих доходов в результате любых, в том числе самых разумных ограничений. вокруг постановления правительства, без которого закон не вступит в силу, развернулась настоящая война.
Проект документа, вывешенный на сайте Минкомсвязи, переписывался уже несколько раз. От первоначально бескомпромиссных формулировок не осталось и следа. «Нет ничего удивительного в том, что итоговый вариант поправок в 139-ФЗ в результате корректировок стал существенно менее жёстким. Насколько можно судить, Минкомсвязи испытало на себе сильное давление со стороны крупнейших американских и европейских интернет-компаний», − отмечает старший аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский. − Неудивительно, что именно американский интернет-гигант Google сумел выторговать для себя существенные послабления в плане регулирования поисковых сервисов и тем самым добился привилегированного положения на российском рынке интернет-услуг».
«Что касается выступлений западных компаний против поправок, то любой бизнес будет против подобных законов, т.к. они несут в себе необходимость выполнять дополнительные действия для соответствия нормам закона, а это затраты. Кроме этого, тот же Google ещё и ограничивается в возможностях привлечения юной аудитории к себе, а это – его будущее, его деньги и рост прибыли», − добавляет заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании CTI Алексей Бугай.
В том, что законопроект стал более «мягким», нет ничего удивительного, считают эксперты. «Как правило, чиновники сознательно сначала готовят откровенно «непроходной» и крайне жёсткий вариант законопроекта, а затем в ходе согласований и не всегда на бескорыстной основе идут навстречу разного рода группам влияния и лоббистам", - заявляет Владислав Жуковский.
Против слишком «сурового» закона, направленного на борьбу с распространителями порнографии выступили не только иностранные интернет-гиганты, но и представители отечественного бизнеса. В частности Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), с одной стороны, декларирует, что «приветствует факт появления законопроекта, вносящего поправки в Федеральный закон №436-ФЗ", − говорится в официальном сообщении Ассоциации. Но с другой стороны, "часть законопроекта, касающаяся применения аппаратно-программных средств приостановления доступа к информации в сетях, в том числе в сети Интернет, не может получить однозначную оценку интернет-сообщества, − сообщили в РАЭК.
Иными словами, «мы против педофилии и наркомафии, но пусть это не затрагивает наших доходов», − в этом смысл заявлений и действий заокеанских и отечественных лоббистов свободы распространения информации.
«Судя по всему, некоторые руководители РАЭК, являясь друзьями Google, обладают весьма существенными лоббистскими ресурсами и поддержкой в высших эшелонах власти − именно они активней всех остальных выступали против ужесточения законодательства в сфере регулирования информационных потоков», − заключает Владислав Жуковский.