«Почему? Почему именно Казань?». Этот вопрос сейчас звучит чаще всего при освещении и в комментариях относительно последних событий в Татарстане. Первое что приходит в голову – «экспорт революции».
В 90-е годы, когда началось возрождение религии, катастрофически не хватало мусульманских священнослужителей и для их подготовки использовались учебные заведения арабских стран и Турции. Причем, часто в закрытые медресе отправляли совсем мальчиков – 10-12 лет и они формировались как личности уже в отрыве от своей родной культуры.
Однако эту опасность поняли довольно быстро и такая практика не то чтобы прекратилась, но была резко сокращена. Но серьезная часть богословов успела получить арабское образование. Здесь нужно понимать, что татарский ислам резко отличается от остального. Чтобы не вдаваться в теологические подробности, выделим две позиции, которые его отличают от остального ислама. Татарский ислам рассматривает Россию и страны Запада как «территорию мира», ваххабитский ислам как «территорию войны». Философия ваххабизма – «уничтожь любого, не такого как мы».
Философия северного ислама иная. Считается, что «европейская цивилизация на данном этапе является передовой, значит мы должны учиться у нее и делать не хуже, а затем, по возможности и лучше». Это философия джадидизма. Но данная традиция была прервана 70 годами советской власти, а когда Союз рухнул, то вакуум стали заполнять представители иной идеологии. Джадидизм и ваххабизм возникли одновременно, но ваххабизм появился на почве борьбы арабов с османами и вся его идеология направлена на разрушение. Османсманской империи давно уже нет, но ваххабизм без войны существовать не может, без войны ему самому – смерть. Основная часть носителей ваххабитской идеологии в России была расположена именно на Кавказе и уже оттуда постепенно расползалась по стране. Иногда не без помощи властей. Известны случаи, когда в Центральной России в местах компактного проживания татар ставился имамом представитель нетатарского варианта ислама.
Правда, члены махалля (общины) отказывались ему подчиняться, строили новую мечеть, а в старой начинали собираться приезжие с юга. Такого рода проповедники проникали и на территорию самого Татарстана. Здесь они формировали своих сторонников, уверяя, что татарский вариант ислама неправильный, а вот они несут истину настоящего ислама. Причем, делается это безапелляционно, агрессивно – только наш вариант, а остальные хуже неверных. Отсюда конфликт интересов руководства Духовного управления и такого рода проповедников. И это одна из причин возникновения терактов в Татарстане.
Тут нужно понимать, что на бытовом уровне между русскоязычным населением и татарами все спокойно. И спокойно уже много веков. Никто не делает различия по религиозному или национальному признаку. Теракты заставляют сердце обывателя сжаться, начать косо поглядывать на своего соседа. И это тоже одна из целей террористов – разрушить вековую дружбу русских и татар, заставить русских смотреть на своего друга как на потенциального врага, оттолкнуть татар и русских друг от друга. Возможно, что радикалы считают, что в этом случае их деятельность среди мусульман Казани станет более успешной.
Еще одна причина – поведение федеральных властей. И русской православной церкви. Когда люди мыслящие в ужас приходят от высказываний высокопоставленных чиновников РПЦ, когда они говорят, что нужно думать как воспримут клирикализацию России в национальных регионах, их игнорируют. Такое ощущение, что православные чиновники потеряли чувство реальности современного мира, живут категориями времен Ивана Грозного. В результате растет внутреннее напряжение неправославных народов, возникает ощущение, что нужно «защищаться». Заявления о «православной России», по мнению нацменшинств, не оставляет им места в этой стране. Значит выход только один – стремление к суверенитету и рост сепаратистских настроений.
Свою роль здесь сыграла и так называемая «вертикаль власти», превращение России де-факто в унитарное государство, сворачивание институтов федерализма. В этом ключе призывы пересмотреть административную карту страны, уничтожить национальные республики, сейчас уже выглядят нереальными. Поздно – появится еще один повод для усиления радикальных настроений и события могут окончательно перейти в плоскость борьбы за независимость отдельных национальных территорий. Сейчас уже только развитие федерализма может как-то помочь. Кроме того, тот факт, что Москва указывает сколько часов изучать татарский язык в школе и постоянно сокращает «национальную компоненту» в образовании, все это тоже не лучшим образом сказывается на настроении населения. Руководству Татарстана в 90-е годы было проще бороться с радикалами – национальное население видело высокую степень автономии и массово поддерживало местную власть.
Тем более, что в 90-е годы на фоне остальной России Татарстан жил гораздо лучше. Сейчас рассказы о высоком уровне жизни в республике – миф. Официальная средняя зарплата в Казани более 20 тысяч рублей. На деле большая часть населения редко получает более 15 (это еще до вычета налогов). Если посмотреть объявления о найме на работу (да ту же газету «Из рук в руки»), то там предложения работодателя редко превышают 10-12 тысяч рублей. Это и есть реальная зарплата в городе. Прибавьте сюда высокие цены на продукты, которые уже давно достигли московского уровня, безудержный рост тарифов («двушка» в новом микрорайоне уже обходится в 4-5 тысяч руб.). Зарабатывают более-менее прилично в нефтедобывающих районах республики, зато на селе зарплата не более 5-7 тысяч рублей. Правда, крайне низкая безработица. Но только официальная. Люди предпочитают «шабашить», чем горбатиться с утра до ночи за 10 тысяч. Таким образом, становится понятно, что и в экономическом плане Татарстан уже не может сказать, что его население является успешным. И это тоже почва для недовольства.
Ну и, наконец, самая экзотическая версия – таким образом России дают понять, чтобы она перестала поддерживать режим Асада в Сирии. Эту версию впервые мне в кулуарах мусульманского кинофестиваля озвучил один из режиссеров из Средней Азии. Затем ее приходилось слышать неоднократно. Мол эмиссаров станут засылать тысячами и они тут будут готовить местных для терактов. Не знаю, но в современном мире исключать нельзя ничего. Тем более, что это вполне в характере исламских экстремистов.
Таким образом, только для людей непосвященных теракты и стрельба в Казани могут показаться чем-то неожиданным. Просто сейчас начинают сказываться все факторы, на которые многие указывали в последние 20 лет. А вот что делать в этих условиях – это уже другой разговор. И он не короткий. Но действовать надо быстро, гораздо быстрее, чем это видится из Москвы.