Аргументы Недели → Общество № 41(333) от 25.10.2012

Плевать в космос – большой грех. Можно и в Бога попасть…

, 15:47 , Главный редактор АН

В редакции еженедельника «Аргументы недели» необычный гость. Один из тех, кто создавал ракетно-ядерный щит страны, развивал космические проекты. Причём делал это будущий министр на протяжении всей своей трудовой биографии. На вопросы главного редактора Андрея Угланова отвечает кандидат технических наук, министр общего машиностроения СССР, секретарь ЦК КПСС Олег БАКЛАНОВ. В настоящее время Олег Дмитриевич возглавляет совет директоров ОАО «Рособщемаш», объединяющий предприятия ракетно-космического комплекса.

Поводом для встречи послужило недавнее обращение бывших руководителей Госстандарта СССР и России к президенту В. Путину.

Без стандартов

– Помните, был такой значок «Знак качества»? Он проставлялся в советские времена на продукцию отечественных производителей, прошедшую соответствующую аттестацию. Можно было не сомневаться, что в дальнейшей эксплуатации ни один его узел или деталь не подведут и не станут причиной аварии или катастрофы. Потому что все они были сделаны в соответствии с установленными стандартами. Так вот, обмениваясь мнениями со своими коллегами, бывшими министрами, главными конструкторами и руководителями крупных КБ, институтов и предприятий, мы пришли к выводу, что в нашей стране эпоха стандартов закончилась. Их просто нет, что уже привело к самой настоящей вакханалии.

– Стандарты вообще отменены? Даже при создании военной техники?

– Всё переводится на технический регламент. Но это эксплуатационный термин. Допустим, налетал самолёт сколько-то часов – в его движках меняют турбинные лопатки. Проездил ваш автомобиль очередные тысячи километров – ему требуются замена смазки, регулировка клапанов, ну и т.д. Вот что такое регламент, а стандарт это не регламент. Стандарт – это определённые требования к изделию.

– Давайте не только о грустном. Руководство Роскосмоса предлагает вернуться к проекту «Энергия-Буран» – повторному развёртыванию производства сверхмощной ракетно-космической транспортной системы. Но почему Горбачёв в конце 80-х зарубил этот проект?

– 25 лет назад мы реально вывели на орбиту 106 тонн, а на самом деле держали в руках 180–200 тонн. И если бы не закрыли эту тему, в фундаментальном плане мы совершенно точно уже могли быть на Луне. Тогда же и на Марс замахнулись. Но в эпоху перестройки появилось множество заказных статей. «А зачем нам это всё надо? И Луна, и Марс…» ещё и с дешёвым подтекстом «…там же нет золота». Вот такие были совершенно пошловатые статейки. Что касается сегодняшних перспектив – то нам нужна новая «размерность». Тому, на чём мы летаем, уже 60 лет. Королёвская «семёрка» – вытягивает около 10 тонн, челомеевский «Протон» – до 22 тонн.

Из года в год то же самое на том же уровне. Никакого развития! Это не творческая работа. Все запуски идут буквально «на автомате».

Не коммунист, а ренегат

– Получается, что знатный кубанский комбайнёр Горбачёв отказался от увеличения выводимой в космос полезной массы на целый порядок…

– Чтобы лучше представить этот порядок, возьмём другую размерность – не весовую, а габаритную. Мы же остановились на уровне 2–3 метров в диаметре. А могли бы строить корабли диаметром до 7 метров и длиной 50–70 метров. Так как размерность этой конструкции была испытана на самом носителе «Энергия» в 80-е годы.

– Каким образом делались основные корпусные детали таких гигантских размеров, их собирали из обечаек?

– Нет. Не просто собирали, а использовали новейшие технологии: сначала поперечная крупногабаритная прокатка толстостенного алюминиевого листа, а затем электронно-лучевая сварка в локальном вакууме и фрезеровка «вафельного фона» на программном станке с активным контролем.

– И где теперь это чудо техники?

– По-прежнему в Самаре. Если его не сдали в утиль.

– А какие двигатели могли вынести такую махину?

– Для «Энергии» были разработаны самые мощные в мире ракетные двигатели РД-171 с тягой 740 тонн. Причём это не был предел. Их можно форсировать до 1000 тонн! Сейчас эту разработку с успехом в различных модификациях используют другие… в том числе американцы.

Другой маршевый двигатель – кислородно-водородный РД-0120 тягой 200 тонн. Это первый отечественный водородный двигатель такой размерности, летавший в космос. В перспективе водород – наиболее востребованное ракетное горючее. И не только для ракет, но и для наземного транспорта, самолётов. Это самое экологически чистое топливо.

– Политбюро не понимало, что преступно разбрасываться такими вещами?

– Я неоднократно говорил Горбачёву, что нельзя всё это останавливать. Плевать в космос – большой грех, можно и в Бога попасть.

– Так он неверующий, он же коммунист.

– Да ренегат он, а не коммунист!

– Как вы считаете, все наши наработки утеряны нами окончательно или работы могут быть возобновлены?

– Должны. Жизнь заставит. Всё, чего мы добились, оно есть и будет. Будет, несмотря на то что говорят разные псевдоучёные. Нужна только политическая воля. Мне лично кажется, сегодня начались некоторые подвижки. В правительство на эти направления пришёл новый человек – Дмитрий Рогозин. Он хоть и гуманитарий, но прошёл неплохую европейскую школу. Те шаги, которые он предпринимал в общении с НАТО, с американцами, его разумность лично в меня вселяют надежду на лучшие времена. И если он изберёт правильную стратегию, подключит все резервы, которые у нас есть, опыт наших корифеев, туда вольются новые силы и у нас всё получится. Главное – создать условия.

– Давно такого не слышал – об уверенности в завтрашнем дне.

– Так говорить и смотреть вперёд мне позволяют люди, которые своими знаниями, умением, многолетним трудом сделали из нашей страны великую мировую державу. Я словно «стою на их плечах». Эти люди сами видят очень далеко, но сегодня их отправили на пансион или просто на прозябание. Таких людей очень много. Назову лишь несколько. Шестаков Альфред Евгеньевич – талантливейший технолог в области ракетостроения. Усенков Артур Владимирович – в должности генерала грамотно руководивший эксплуатацией ракетных комплексов, сегодня он возглавляет корпорацию «Рособщемаш». Вячеслав Михайлович Филин – человек, который, по сути дела, создавал своими руками «Энергию».

– Медведев бездумно уволил его в 2010 году.

– Снять-то, может, и сняли, но вопрос – как? В советское время за любым ответственным руководителем на случай его опалы или повышения стоял человек, который мог тут же заменить своего предшественника без ущерба для дела. А что сейчас? Освободили от должности Филина и Ремишевского, но не отстранили от дел. Сказали: «Знаете что, вы тут ещё поработайте пока». И объявили конкурс на замещение. Целый месяц не было никакого руководства вообще.

Госстандарт – российский бренд

Бывшие руководители Госстандарта СССР и России Колмогоров (председатель Госстандарта СССР в 1984–1989 гг.), Безверхий (председатель Госстандарта России в 1992–1997 гг.) и Воронин (председатель Госстандарта России в 1997–2001 гг.) обратились к Президенту РФ Путину с письмом, в котором призывают к отмене Федерального закона «О техническом регулировании».

По мнению этих специалистов, следует поддержать идею президента об ускорении реформирования системы нормативно-технического регулирования и осуществить следующие первоочередные меры:

1. Инициировать отмену Федерального закона «О техническом регулировании».

2. Ускорить принятие Федерального закона «О стандартизации».

3. Поручить разработку законопроектов «Об оценке соответствия» и «О государственном контроле и надзоре в системе технического регулирования» соответствующим службам.

4. Создать на базе Ростехрегулирования Государственный комитет по стандартизации и метрологии с прямым его подчинением Правительству РФ. При этом желательно восстановить известный во всём мире бренд «Госстандарт России».

Всё можно вернуть

– Олег Дмитриевич, вы говорили о возможности возрождения России как великой авиакосмической державы. Но на пустом месте это похоже на утопию.

– Ну почему же на пустом? Все технологии, наработки, ценнейший опыт учёных, конструкторов совсем не пустое место. А технологическое оборудование, которое когда-то разработали, – оно же существует. Даже если что-то  и растащили – утеряно не безвозвратно. Всё можно восстановить.

– Что надо сделать в первую очередь?

– Во-первых, возобновить работы по созданию тяжёлой ракеты. Во-вторых, нужно сделать лёгкую ракету. Она должна быть на порядок меньше современных баллистических ракет. В ней будут применены новые материалы, которые позволяют избавиться от огромного двигателя. Подача топлива в камеру сгорания будет осуществляться методом вытеснения за счёт создания избыточного давления. Ракета будет многоазимутальной. Позволит оперативно запускаться и вести наблюдения за спутниками на любых орбитах.

Правда, у процесса нашего возрождения есть одно большое НО. Дело в том, что нельзя успешно восстанавливаться и тем более развиваться дальше без современной радиоэлектроники. Когда начинали программу «Энергия-Буран»,мы работали на уровне одного микрона. Так вот американцы за эти 25 лет преодолели пять этапов и теперь работают на уровне наноразмеров. На одном кристалле расположены миллионы транзисторов. А мы в этой области сегодня сидим на нуле и давно ничего не выдаём. Раньше в СССР действовало правило: не использовать в военной технике комплектующие иностранного производства. Поэтому в области микроэлектроники у нас были свои наработки. Но потом решили, что работать с кремнием вредно, и забросили это дело. Теперь в стране нет и килограмма электронного кремния необходимых чистоты и качества. Мы закупаем отходы. А на изделиях, сделанных из отходов, далеко не уедешь. Раньше на своём оборудовании мы держали под контролем весь земной «шарик», следили за любым наземным или подводным объектом. Но советское оборудование уже отработало. А создавать новое не из чего. Микрочипы военного двойного применения нам не продадут. А использовать в стратегических видах вооружения китайские микрочипы, произведённые для электронных игрушек, просто опасно.

– А вообще реально восстановить отечественную микроэлектронику?

– Трудно, но вполне реально. Но только при условии, что мы не будем экономить на развитии отечественных науки и техники. И поддержим инженеров и отечественных специалистов. Перестанем вкладывать деньги неизвестно во что, при этом ещё и поддерживать иностранного производителя. Чтобы этого не случилось, нужно создавать экспертные группы по направлениям.

– То есть нашему руководству пора научиться использовать опыт лучших представителей когда-то самой лучшей научной школы мира?

– Есть люди, обладающие обширными знаниями, имеющие реальный успешный опыт решения самых глобальных задач во всех областях. При принятии ответственных государственных решений просто необходима профессиональная оценка перспектив той или иной госпрограммы. Мнение пусть бывших, но зато каких (!) государственных умов дорогого стоит. И нас много, только позови. У нас, между прочим, даже организован совет бывших министров. Мы регулярно собираемся. А дальше, как говорил наш последний генеральный секретарь, останется только «расширить и углубить».

Из досье «АН»

Освобождены условно

29 декабря 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев по итогам доклада, представленного вице-премьером Сергеем Ивановым и посвящённого расследованию неудачного запуска, освободил от занимаемых должностей вице-президента, главного конструктора по средствам выведения корпорации «Энергия» Вячеслава Филина и заместителя руководителя Роскосмоса Виктора Ремишевского.

Интерфакс, 17.02.11

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram