Прогрессивная идея, которая впервые в России была реализована в Санкт-Петербурге, — организация системы работы сиделок — подвергнется пересмотру. С одной стороны необходимость в данной услуге очевидна, с другой — в бюджете города не хватает средств на ее реализацию.
Рабочая группа, созданная при Комиссии по социальной политике и здравоохранению городского парламента, решила оценить систему предоставления услуги сиделок. Она предоставляется пожилым людям, которые нуждаются в постоянном уходе.
Город, в том числе благодаря развитию медицины и социальной помощи, стареет. И нередко дети или забывают о престарелых родителях или сами, находясь уже в возрасте весьма солидном, ухаживать за дряхлеющими родственниками не могут.
Падчерицы поневоле
Служба сиделок начала работать и очень быстро стала востребованной в городе. И даже настолько, что возникала очередь, а бюджетных средств, отпущенных на эти цели, стало явно не хватать. К тому же, как рассказала «АН» заместитель главы Комитета по социальной политике Галина Колосова, оказывается, «если родственники проживают в Петербурге, то нуждающиеся в уходе не могут получать услугу сиделок, а те, чьи родственники находятся за рубежом, — получают». Глава Комиссии по соцзащите и здравоохранению ЗС Людмила Косткина сообщила, что некоторые родственники пожилых людей обнаружились в Мексике, США и других странах, где они явно не бедствуют, так что вполне могли бы оказывать помощь нуждающимся в уходе родственникам.
Есть и другая позиция. Депутат Елена Киселева утверждает, что сиделки зачастую выполняют функции, которые не входят в число их прямых обязанностей. «Не может человек 12 часов в сутки читать книгу и колоть уколы», а посему наличие сиделок не всегда оправдано. По ее мнению, «нельзя, чтобы сиделки становились “падчерицами”». Депутат предлагает изменить критерии, согласно которым выносится решение о назначении сиделок. Она отмечает, что рабочая группа, которая рассматривала эту проблему, обнаружила «недобросовестных сиделок», когда «видны факты недозагруженности, а труд сиделок, скорее, является трудом домработниц».
Экономия бюджета
Городской бюджет уже не может выполнять свои обязательства по организации программы сиделок. Как отмечает Галина Колосова, 4 часа работы сиделок стоит для бюджета 144 тыс. в год, 8 — уже 290, а 12 — 435 тыс. руб. на одного обслуживаемого. В то же время обслуживание одного человека в стационаре, причем со всеми услугами и питанием, обходится в 250 тыс. руб. в год. Галина Колосова сообщила «АН», что доля граждан, которые получают помощь сиделок в объеме более 12 ч в сутки, не превышает 0,7% от общего числа. Однако даже среди них выявляются случаи невостребованности услуг.
«Прорывной» с точки зрения подобных услуг в России закон о предоставлении услуг сиделок был принят в декабре 2010 г. Согласно этому документу, сиделка может быть назначена по медицинским показаниям пожилым людям — инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны, блокадникам, труженикам тыла и бывшим узникам фашистских концлагерей. 10% стоимости услуг сиделки оплачивает гражданин или его представитель, оставшиеся 90% — городской бюджет. В феврале 2011 г. правительство города утвердило три «модуля» оказания услуг сиделки: по 4, 8 и 12 ч в сутки. Модуль определяется специальной комиссией в зависимости от состояния здоровья пожилого человека и условий его проживания.
Сегодня данную услугу получают 1276 петербуржцев, еще 370 человек стоят на очереди. В то же время, если в 2010 г. на исполнение услуг сиделок городской бюджет выделил сначала 150 млн руб., а потом благодаря развитию данного направления социальной помощи было дополнительно направлено еще 171 млн, то в 2012 г. — уже 268 млн и около 260 млн руб. планируется выделить на оплату труда сиделок в 2013 г.
Таким образом, с учетом инфляции получается, что либо уменьшится количество часов, которые будут потрачены на одного пенсионера, либо снизится общее количество получателей услуг. Как отмечает депутат Борис Вишневский, «в последнее время я получаю обращения от граждан, нуждающихся в уходе, когда они сообщают о безальтернативном сокращении времени оказания услуг сиделок, причем даже без изменения договора». В других случаях, по его словам, «граждан ставили перед выбором: или согласиться на сокращение, или лишиться услуги вовсе».
Согласно информации Бориса Вишневского, средства, выделенные на 2012 г., могут закончиться уже к ноябрю. Нетрудно представить, в каком положении окажутся после этого граждане, нуждающиеся в услугах сиделок.
«В одном из обращений ко мне, — говорит депутат, — речь идет о 99-летней женщине, инвалиде первой группы, чья дочь, также инвалид первой группы, физически не способна ухаживать за больной матерью. В другом — о 92-летней женщине, инвалиде Великой Отечественной войны, чья дочь одна воспитывает маленькую внучку, потому что мать ребенка трагически погибла. В третьем — о 92-летней женщине, инвалиде второй группы и труженике тыла, чья дочь работает с утра до вечера, чтобы содержать себя и мать. Для всех этих людей услуги сиделки — спасение в буквально безвыходной ситуации».
Отделить «зерна от плевел»
В Комитете по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга уточняют, что «вопрос предоставления услуг сиделок, действительно, требует всестороннего рассмотрения, так как заложенных в региональном бюджете средств при востребованности этой услуги недостаточно. Но заявление о том, что «нуждающимся в уходе в безальтернативном порядке сокращают время работы сиделок неверно, пожилым гражданам предлагаются меры социальномедицинского и социального обслуживания на дому».
Вицеспикер ЗС Павел Солтан сообщил «АН», что «речь идет о выяснении вопроса: кто имеет право получать данную услугу и кто ею пользуется». По его словам, при принятии решения о предоставлении услуг сиделок необходимо изучать в том числе материальную обеспеченность семей и проявить максимальную заботу в отношении тех, кому она действительно необходима. Он уверен, что нуждающихся в постоянном уходе, следует направлять в стационар, то есть главное в данной услуге — адресность.
В то же время Павел Солтан считает, что некоммерческие организации могут больше участвовать в такой работе. Пока лишь только одна НКО работает в данной отрасли, но специалисты присутствуют в ряде других некоммерческих организациях: «В данном случае, как и везде, должна существовать конкуренция, благодаря которой возможно как сокращение стоимости услуги, так и повышение ее качества».
Для НКО в нашем городе может быть организовано обучение волонтеров и представителей гражданских общественных организаций, которые, по словам П. Солтана, затем «смогут не только быть сиделками, но и предоставлять ряд минимальных услуг медицинской помощи».