> Тоска людей и жлобство власти - Аргументы Недели

//Общество

Тоска людей и жлобство власти

12 сентября 2012, 00:43 [«Аргументы Недели», Ферапонт Боков ]

В советское время люди были бедными, но жили дольше. Продукты были лучше. Молоко прокисало в холодильнике на второй день после покупки, а пиво через неделю. Куры были тощие, синюшного вида, а суп пах курицей.

В магазинах торговали, в основном, только замороженным мясом, но где-то в номенклатурных буфетах и на городских рынках можно было купить и остывшее, и охлажденное мясо.

Советский гражданин не мог себе позволить постоянно питаться с рынка. Это было дорого, но он не унывал. Взял суповой набор, разморозил, сварил борщ. Взял кусок пашины, разморозил, накрутил котлет. Если мяса нет в продаже, взял свиную морду – приготовил холодец. Нет ни свиных ножек, ни голов – взял пельмени или голубцы в кулинарии. И съел со сметаной. Дешево и сердито. Сытно и весело. И колбаса, и сосиски с сардельками тогда были вкуснее. И копчёности. И хлеб. И мороженное. Не было в продуктах такого количества химии – консервантов, красителей, усилителей вкуса, жидкого дыма и прочей гадости. Все делалось по отечественным технологиям, на советском оборудовании, строго по ГОСТУ. В дорогие сорта сырокопчёной колбасы обязательно добавлялась конина, а в кондитерские изделия коньяк.

В зависимости от состава, качества исходного сырья и питательной ценности продукты делились на сорта – высший, первый, второй и третий, а мясо, кроме того, на категории упитанности туш – первую и вторую. Была еще третья как бы категория – тощая, но ее, как и мясо бугаев использовали только для промышленной переработки и в гастрономах не продавали. В СССР самым ходовым видом столового мяса была говядина. К говядине относятся мясо взрослых животных от бугаев, кастрированных быков (волов) и коров в возрасте от 1 года. Мясо от телят-сосунов в возрасте до 6 недель называют телятиной.

Разводились породы крупного рогатого скота мясного направления – астраханская, казахская белоголовая, серая украинская. Мясомолочное направление представляли костромская, симментальская, швицкая, бестужевская, алатауская, сычевская, красная горбатовская, красная тамбовская и лебединская породы. А молочное – холмогорская, ярославская, тагильская, красная степная, бурая латвийская, истобенская, красная эстонская, красная литовская, черно-пестрая литовская и черно-пестрая эстонская.

Когда не стало страны советов, коровы разбежались по бывшим союзным республикам. И в России почти не осталось породистого крупного рогатого скота.

Наличествуют только две основные породы – говядина и покупатель. Первая – это, непонятно какое мясо, которое привычно называют говядина, а второй привычно жует, то, что ему подсунут. Никаких гарантий качества нет, а он и не спрашивает.

Советские покупатели знали толк в мясе. Каждая хозяйка понимала, что для того, чтобы приготовить бефстроганов, потребуется филей, оковалок годится для жарки крупными кусками, грудинка предназначена для рагу и жирного супа, а огузок пойдет на котлетный фарш или для приготовления бульона.

Сейчас наблюдается совсем другая картина. Есть, конечно, понимающие в гастрономии покупатели, но их мало. А грамотных продавцов и подавно днем с огнем не найдешь.

По степени продовольственного бескультурья россияне скоро сравняются с лидерами по этой части – американцами, которые вообще не заморачиваются, какое мясо или рыбу они едят. Вареная еда или жареная – весь их кулинарный словарь. Гамбургер, сэндвич, попкорн, банка колы и полный вперед. И мы туда же. Правда, мясо они жарить умеют еще со времен дикого запада. И куриные крылышки. Этого у них не отнять.

Справедливости ради, следует заметить, что упомянутые выше продвинутые советские покупатели жили и питались преимущественно в Москве, Петербурге и в крупных республиканских центрах. В основном мясо и колбасу свозили в столицу. В провинции люди выращивали скот, но хорошего мяса и продуктов его переработки не видели. Они впадали в тоску, проклинали обожравшихся москвичей, садились в электрички и автобусы и ехали к ним отовариваться. Колбасное движение, отрыжка продразверстки двадцатых годов прошлого столетия, стало особенно заметным явлением в середине восьмидесятых.

Власть все видела, но ничего не делала, чтобы накормить собственный народ. Кто надо - ел, кого надо - кормили, а остальные крутились кто как мог в поисках достойного пропитания. И не только. Дефицит стал настоящим проклятьем для людей. Его номенклатура расширялась. Достать необходимый товар любой ценой стремился каждый обыватель. Цинизм власти, развращая людей, подрывал ее идейные устои. В результате мир увидел распад семьи братских народов, обагренный кровью межнациональных конфликтов.

Конечно, не понюшка табаку, не батон колбасы, не кусок говядины развалили СССР. Это сделали конкретные персоналии. Их имена известны и проклинаемы большинством населения России. В 1991 году они помогли опустеть прилавкам магазинов в Москве и Петербурге, чего раньше не было. Зажжённый фитиль был поднесен к пороховой бочке народного гнева. Крепко бабахнуло. Да так, что даже государственный строй переменился.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте