Варварское спиливание крестов в Архангельске и Челябинской области, надписи на храмах XIV века в Пскове спровоцировали в обществе неоднозначную реакцию. Интеллигенция и деятели культуры считают это провокацией.
«Спилили четыре креста в одну ночь. Власти думают, мы плохо знаем историю? Видимо потому, что мы знаем ее хорошо, исторические аналогии приходят сами… 33-й год — поджог Рейхстага нацистами, отмена конституционных прав, введение смертной казни и усиление фашистского режима. Обвинили коммунистов. 2012 год. Провокации власти на митинге 6 мая, введение антиконституционного антимитингового законодательства, начало политических репрессий», - жестко написала в блоге в Твиттере адвокат участница панк-группы Pussy Riot Виолетта Волкова. Она добавила, что сторонники и защитники Pussy Riot люди, как правило, образованные и обладающие определенной культурой, поэтому обо всех акциях в России в поддержку Pussy Riot адвокатам так или иначе сообщают.
«Снос православных крестов — единственные акции, о которых нам ничего не известно. Считаю, что так могли действовать только провокаторы. Еще и время выбрано правильное — скоро кассация по девушкам. Общественное мнение пытаются перенастроить против девушек. Это мы понимаем, что тема — политика. А власть руками, рогами и копытами пытается свести все к религиозной ненависти. Отсюда и снос крестов», - уверена Волкова.
Того же мнения придерживается и известный журналист и блогер Андрей Мальгин: «Всё это спиливание крестов - это вам не нашистские сурковские митинги с барабанами. Это гораздо страшнее. Признак того, что гэбуха готова зайти очень далеко. Я до последнего не верил, что Путин действительно хочет гражданской войны».
«Пока не очень понимаю причин поднятого шума, если речь идёт о самодельных конструкциях, не обладающих статусом исторических или культурных памятников, а потому вряд ли подлежащих государственной защите», - более сдержанно выражает свое отношение к вандализму журналист радиостанции «Эхо Москвы» Владимир Варфоломеев, а галерист Марат Гельман вообще уверен, что защитники Pussy Riot – люди публичные, многие из них художники, и для них акция сопротивления не совместима с подпольностью, анонимностью, желанием нагадить и скрыться. «Кого-то избили — «так это же перфоманс», церковь взорвали - «так это же акция против часов Гундяева». Искусство, во-первых, практика индивидуальная, а, во-вторых, — публичная. Вот если где-то что-то происходит анонимно и виновников не находят — вот тогда можете быть практически уверены — там и стоят, и рулят», - написал деятель искусства в своем посте, озаглавленном «Воскресная проповедь».
Действительно, постоянные громкие заявления по поводу нападений на церковь и священнослужителей требуют, казалось бы, хоть каких-то фактов, а предъявить до сей поры, кроме наказанной по полной программе и сидящей в тюрьме панк-группы Pussy Riot и дурацкого поступка FEMEN, случившегося вообще далеко в Киеве, с крестом вдобавок католическим, практически и ничего. Распалились, возбудились православные хоругвеносцы, боевые дружины созданы, рвутся в бой , а биться не с кем – ни на священников, ни на прихожан никто обидно не нападает. Только сумасшедшие себя оскорбленными чувствуют, так их голоса из их собственной головы и так постоянно оскорбляют.
Вот и понадобились хоть какие-нибудь нападки, а поскольку вандалы наемные особой фантазией не обладают – слепили, на что убогого ума хватило.
Художник и борец за демократию, даже если он атеист из атеистов, обладает по определению некоторым образованием, поэтому понимает, что многие церкви и кресты обладают, помимо духовной, немалой художественной ценностью, и ему не придет в голову рушить достояние родины.
Не дай Бог, чтобы хоругвеносцам и ярым защитникам веры, на которую никто на самом деле не покушается, не пришло в голову под покровом ночи какой-нибудь древний храм рвануть, чтобы создать иллюзию нападок на веру...