До начала сентября осталось всего две недели – и подготовка к началу учебного года становится «темой № 1». Наиболее «горячим» это время становится для образовательных учреждений. В школах и детских садах заканчиваются ремонтные работы, закупаются методические пособия, решаются вопросы с организацией питания в дошкольных и школьных учреждениях. И с ответом на последний вопрос опять возникают проблемы.
Качество питания в школах и детских садах Москвы и Московской области в последнее время стало «больным местом». Родители жаловались на некачественные продукты, администрации школ объясняли, что вынуждены кормить детей тем, что им привозят поставщики, а в Департаменте образования разводили руками и сетовали на несовершенство законодательства. Напомним, что согласно 94ФЗ чиновники обязаны были заключать договора с теми компаниями, которые выиграли аукцион, предложив наименьшую сумму контракта. При этом качество продуктов или профессиональная репутация поставщика не играла никакой роли. В результате такой «погони за дешевизной» питание детей оказывалось ниже всякой критики.
Отзывы на родительских форумах говорят сами за себя. Критике подвергалось все – и скудость меню (вот, например, список «салатов», предлагаемых детям: капуста с маслом; свёкла с маслом; морковь с маслом; огурец с маслом), и размер порций («Порции: завтрак более-менее, по 130-150 грамм, а обед, посмотрите: сначала ударная доза супа (250 гр.), хорошо, если опять не водичка, живот набить для объема. А потом гулькин нос мяска (75 грамм выход того самого гуляша, ложка столовая на всю порцию, сколько там мяса?), а кому таки мало, закусите гарниром – от 130 до 180 грамм, набивайте пузо дальше. И те два кусочка хлеба здесь выглядят уж совсем по-царски»), и однообразие питания (««бесконечные суфле, пудинги, манные биточки и опять сок! Каждый день! Ну почему?!»), и «стиль работы» компаний, занимающихся организацией питания («Единственное, чего родители добились, это того, чтобы буфет работал хотя бы в субботы, когда у детей 8-9 (!) уроков и чтобы кулеры стояли с водой, а не пустые. Добиться переигрывания тендера почти нереально»).
Казалось бы, для всех стало очевидным, что отбирать поставщиков по принципу «кто подешевле» больше невозможно. И в июле вопрос был решен на государственном уровне: Госдума приняла поправки в закон «О госзакупках», которые позволяют организовывать торги на поставку питания в виде конкурсов, а не электронных аукционов. Предполагалось также, что обязательным условием для победы в конкурсе будет соблюдение требований к качеству продуктов и энергетической ценности готовых блюд.
Абсолютно логичное решение, позволяющее выбирать поставщиков, которые действительно сумеют накормить детей досыта – и без ущерба для детских желудков. Но на практике ситуация оказывается иной – в ряде районов Московской области контракты на организацию питания детей по-прежнему получают компании, выигравшие те самые скандально известные электронные аукционы.
Так, на сайте www.tenderoff.ru размещена информация о проведении «открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку пищевых продуктов для организации питания обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений Наро-Фоминского района Московской области, передаваемых в собственность города Москвы в 2012 году». Начальная цена контракта составила 20 744 433,11 руб., то есть почти 21 млн. Победителем же стала компания, которая умудрилась снизить цену более чем на треть – на 35,5%, пообещав «уложиться» в 13 380 159,0 руб. Похожая история и в Ленинском муниципальном районе Московской области – информация об открытом аукционе размешена на том же сайте, а демпинг еще более впечатляющий – при начальной цене контракта в 36 262 396,19 руб. компания-победитель снизила стоимость на 43,5%, до 20 488 253,85 руб.
С одной стороны, экономия бюджетных средств, конечно же, значительная. Но любая хозяйка знает, что сэкономить на питании 35-40% можно только двумя способами: либо сильно снизив требования к качеству продуктов и разнообразию меню, заменяя свежее мясо сомнительным замороженным или же дешевыми «картонными» сосисками, а овощи – дешевыми крупами, либо серьезно «урезав» размер порций. И остается только предполагать – на чем же будут экономить поставщики, взявшие на себя обязательства вкусно, питательно, а главное дешево кормить школьников и воспитанников детских садов.
В Наро-Фоминском районе победителем конкурса стала компания, о которой известно лишь, что она является крупным импортером мясосырья из Украины и Белоруссии. Откуда же возьмутся овощи, фрукты, «молочка» и прочие продукты, необходимые для детского стола? Вероятнее всего, будут закупаться у посредников – и очевидно там, где подешевле. Что до работы по основному профилю (поставки мясосырья из других стран в «промышленных масштабах») – то скорее всего мясо транспортируется в специальных рефрижераторах, то есть в холодильных камерах, и в таком случае в детские столовые попадет замороженное сырье, что, кстати, запрещено Роспотребнадзором еще с 2008 года. Замороженное мясо плюс продукты с дешевых оптовых баз – вот вам и «реальная экономия».
В администрации Наро-Фоминского муниципального района пока что считают, что такое значительное снижение суммы контракта никак не должно повлиять ни на качество еды, ни на ее количество.
– Если мы ставим под сомнение работу кого-то из поставщиков, то тут же даем сигнал заведующим и начинаем жестко отслеживать ситуацию. В крайнем случае, досрочно расторгаем договор, - говорит начальник финансового отдела Наро-Фоминского района Татьяна Новикова.
При этом, как сама призналась Татьяна Валерьевна, опыт работы с компанией-победителем у района уже был. Они уже поставляли продукты три назад и после того, как срок контракта прошел, поставщика сменили… Существующая система аукционов вновь вывела на рынок этого игрока.
- Что сейчас они смогут нам предложить, мы не знаем,- продолжает Татьяна Новикова. – Сами понимаете, система аукционов позволяет выиграть кому угодно. Будем контролировать.
В Ленинском муниципальном районе та же картина. Победила компания, являющаяся одним из ведущих предприятий в Москве по обеспечению продовольственными товарами специальных учреждений социальной сферы и обеспечивает продуктами питания более двух тысяч детских и лечебных учреждений. При этом собственного производства у компании нет – они ничего не производят, только покупают и продают, по сути являясь как раз оптовой продуктовой базой, где есть возможность выбрать что-нибудь «по очень демократичной» (а если судить по цене контракта, скорее демпинговой) цене. Вопрос качества оставим за кадром. Впрочем, администрацию района сейчас волнует скорее размер количества.
- За качество питания мы не переживаем, а вот сокращение размера порций из-за снижения стоимости контракта, наверняка будет,- сокрушается начальник отдела по организации питания в образовательных учреждениях Ленинского района Елена Пенькова. – У них вроде все сертифицировано, но, сами понимаете, цена-то снизилась намного, значит, будут сокращать объемы.
К слову, мы поинтересовались, в какую сумму сегодня обходится кормление детей. Стоимость питания в день на одного ребенка устанавливается постановлением местных администраций – и ее можно назвать более чем скромной. Так, в Ленинском районе ребенок в детском саду ест на 100 рублей в день. В школе нормативы ниже: завтрак в начальных классах оценили в 25 рублей; среднее звено ест на 20 рублей; счастливчики из группы продленного дня получают вдобавок к двадцатирублевому завтраку еще и обед – на те же 20 рублей. У детей из спортивных классов питание «усиленное» – на каждого юного спортсмена выделяется дополнительно еще 11,5 рублей. В Наро-Фоминском районе ситуация лучше, но ненамного – в детском саду ребенок «съедает» 115-120 рублей в день.
Получается, что система аукционов дает возможность получить контракт тем, кто заведомо понимает: экономить будут либо на качестве, либо на количестве. При этом, что интересно, чиновники, сэкономившие на организации питания, закон не нарушили: к тому моменту, как принятые Госдумой поправки, защищающие детей от недобросовестных поставщиков, вступят в силу, все сроки проведения торгов уже пройдут. Поэтому, несмотря на то, что «старая схема» организации питания уже доказала свою непригодность, в этом году все остается как было: аукцион, демпинг, дети, отказывающиеся есть в школах и детсадах, жалобы родителей, оправдания со стороны администраций учебных заведения: «Извините, так получилось, ничего не можем сделать». И новые и новые обращения к врачу.
Кстати, по официальным данным в Наро-Фоминском районе болезни органов пищеварения у детей до 14 лет в последние два года занимают первое место в общей статистике заболеваний. 12 детей до 14 лет поставлены на диспансерный учет по поводу такого серьезного заболевания, как язва желудка и 12-перстной кишки. 299 человек имеют хронические гастриты и дуодениты, 322 ребенка состоят на учете по поводу заболеваний печени и желчевыводящих путей… Об этом говорится в документе, посвященном совершенствованию системы питания детей. И сомнений в том, что она должна «совершенствоваться» (точнее – в корне меняться) нет ни у кого. А на практике сотни тысяч детей Москвы и Московской области в этом году будут кормить те, кто успел прыгнуть в последний вагон уходящего поезда под названием: «аукцион». А как «аукнутся» сэкономленные бюджетные деньги родителям школьников – об этом лучше не думать.