Антон Хреков – персона незаурядная. Но интервью даёт крайне редко. Не хочет размениваться и быть публичным героем. Сегодня в его жизни много перемен, важных решений и побед. Какова их цена, он признался обозревателю «Аргументов неделi» Алексии Мелевской.
- Антон, вы долгое время были лицом телеканала НТВ. Ваша «отставка» для многих стала сюрпризом. Это решение вынужденное или ваше собственное?
– Ну, во-первых, я не был «лицом»: старался быть на НТВ мозгами и ногами. Лиц на любой вкус на каналах итак хоть отбавляй. А решение осуществить, как говорили в советское время, «переход на другую работу», принималось мной, постепенно и без плохих эмоций. В какой-то момент я понял, что «карьера спортсмена» закончилась. (Улыбается.) Могу как сварливая жена сказать: «Я отдал ему (телевидению) лучшие годы!!!» Потом взял себя за шкирку, отвёл в бизнес-школу, закончил её.
Непросто было снова сесть за студенческую скамью после 12 лет на ТВ. Этот период, равный зодиакальному циклу, был фантастически интересным. Но сегодня есть объективный фактор рынка: аудитория деградирует, ей нужен совсем другой продукт, не тот, что мы делали все эти годы. Сейчас многие взяли манеру говорить: во всём виноваты СМИ! Но, простите, СМИ лишь «отзываются» предложением на спрос. А у нас – вся медийная среда, и прежде всего реклама, несёт в себе энергию агрессии, а ключевые модели социального поведения – люмпенские, «быдлячие». СМИ тоже добавляют в копилку, но согласитесь, при таком раскладе не могут стоять поодаль во всём белом.
– В чём причина этой деградации?
– Нет стимула, чтобы самообразовываться, держать планку. В советское время пусть неуклюже, кособоко, декларативно, но эти цели провозглашались. Образование было специфическим, но оно было. А сейчас никаких мотивирующих рычагов нет. Чем тупее, тем лучше. Высокие чиновники лицемерно разглагольствуют, что это, мол «простой народ», а для «простого народа» нужен «простой продукт» – а то слишком много умных развелось, работать некому.
Вот только это либо опасное заблуждение, либо диверсия: люмпены, которые множатся с галопирующей скоростью, это не «простой народ», они работать на них не будут. Они не хотят работать в принципе. Ведут себя нарочито агрессивно, напоказ игнорируя правила и нормы социального поведения. Смолят сигаретами, сосут пиво и плюют под себя. Зато чётко улавливают сигналы: мол, ребята, вы такие нужны, и вам тоже перепадут кредитные тачки.
Но так будет, пока о них не споткнутся. И тогда эта агрессивная масса затопит и снесёт всё что угодно, как грязная вода – город Крымск. И это реальная проблема: я бы сказал, бомба замедленного действия. Повторюсь, люди не мотивированы на работу: зачем вкалывать, если можно сделать одиночный манёвр каким-нибудь местом и стырить на годы вперёд? То есть ишачишь – значит, лузер. Пусть гастарбайтеры работают.
Ведь у нас как? Одним достаются эшелоны нефти, другим брызги: и те, кто годами получал брызги, не понимают, зачем какая-то там эффективность и производительность труда – и так перепадёт какая-нибудь халява. Это такая модель – «халявономика». Простите, но я отказываюсь понимать бездонное «вкачивание» в тех же учителей и призывы вечно повышать им зарплату. Может, лучше придумать для них систему KPI (ключевые показатели эффективности), которая выявит, кто из них чего и сколько стоит? Увы, при всём абстрактном уважении к этой профессии, уверен: процентов 80 не выполнит эти KPI. Тогда за что им платить? За то, что они на выборах устраивают «вбросы» и «карусели»? Или клянчат деньги у родителей?
– Как вы видите решение этой социальной проблемы?
– У меня нет готовых рецептов – я не политик. Но сейчас мы можем наблюдать интересную вещь: возникают реальности, параллельные государству, неэффективной чиновничьей «бизнократии». Бороться с государством глупо, поэтому люди договариваются в социальных сетях и сами решают проблемы сообща – как говорят технари, «байпасом», в обход.
К примеру, возьмём чиновников, которые фактически блокируют сертифицирование важных лекарственных средств для детей с онкологическими заболеваниями. Необходимы миллионные взятки, чтобы то или иное лекарство сертифицировать в России. Так вот, что делают люди? Скидываются деньгами, отправляют человека одним днём, скажем, в Берлин, он там закупается и, трясясь на нашей таможне, везёт детям эти лекарства. То же и с супермаркетами, где качество продуктов за гранью добра и зла. Договариваются, кто-то едет километров за 150 в деревню и привозит мясо и овощи на всех.
– Нет ощущения, что государство это делает специально? Ведь больными и «быдлом» проще управлять…
– Я не конспиролог и не думаю, что есть какой-то осмысленный план-заговор. Просто чиновники и присосавшиеся к откатным схемам так называемые бизнесмены, как жирные коты, не способны шевелиться, зато всё ещё наделены нюхом. Они чуют по факту, как лучше для беспробудного обогащения. Понимаете, советские обкомовцы и горкомовцы могли быть чем угодно плохи, кроме одного: они не отделяли себя от страны. Эти же давно не видят тут своего будущего: привязывают георгиевские ленточки к немецким машинам, совершая чудовищное кощунство, а дети – «там», деньги – «там». А «тут» – только действие под названием «баблодоение».
Да, полностью исключить взятки, наверное, нельзя. Но если сотня чиновников пашет на результат и попутно кладёт что-то себе в карман – это можно простить: перефразируя Жванецкого, когда «воруют не с оборотов, а с прибылей». Но они понимают это вовсе не как подворовывание, а как «общественный договор» с властью: мы вам служим как левретки, за это получаем ярлык на «кормление». Откаты-распилы для них что-то вроде квартальных бонусов. Эти жулики и воры – враги России, и терпеть их нельзя.
– Кстати, а вы помните на чём «погорела» советская власть?
– Одна из «горелок», как ни странно, – интеллигенция 70-х, уникальный мировой феномен. Она тихо эту власть и съела. Дело в том, что возникло нечто вроде короткого замыкания: власть, подстёгивая уровень образования («самая читающая страна в мире» и всё такое), «наплодила» дикое количество образованных людей. Моя мама, будучи в начале 80-х музейным работником, ездила в милицейском сопровождении в колонии читать лекции об искусстве народов Востока!
В какой-то момент критическая масса «продвинутых» начала задавать «неправильные» вопросы: а почему если мы такие умные, то такие бедные? А ответов не было. А ещё – была тогда такая вещь, как принципы: нынешние уже не вполне понимают, «а как это». А это ведь было УЗО, как на электрическом щитке, – оно срабатывало, блокируя пошлость, дурновкусие, то же «быдлячество».
Сегодня и рекламщики, и медийщики работают по принципу «рынка ассиметричной информации». Возьмём некий телеканал «Икс-ТВ». Он решил показать – простите, но это медийный сленг – «сиськи-письки». Конкуренты не могут сказать: «фу-у-у-у, какой моветон!», потому что завтра их смотреть не будут, а будут только «Икс-ТВ». Им приходится показывать то же и ещё похлеще, чтоб не уронить рейтинги и доли. Не будет последних – уйдут рекламодатели, и финансы запоют романсы. Никому не интересно, что рейтинги и доли при этом давно не имеют никакой связи с жизнью и берутся из космоса – но это другая тема.
– Поэтому вы решили сменить сферу деятельности… Если я не ошибаюсь, ваша компания Finjecto сегодня весьма активно развивается. А что конкретно вы в ней делаете?
– В Finjecto я управляющий партнёр, фактически играющий тренер. Мы занимаемся образованием для бизнеса: и важно, что мы предлагаем это делать без отрыва от производства, не отходя от компьютера. Ещё одна важная вещь: знания, которые мы даём, во-первых, сугубо прикладные (от проблемы к решению пошагово). Во-вторых, идут напрямую от источника, то есть от лидера бизнеса – будь то владелец компании или топ-менеджер, – управленца, который сам прошёл то, чему учит других. Finjecto, если в двух словах, – это финансовый ликбез для нефинансистов в разных управленческих дисциплинах: от маркетинга до HR.
– То есть не исключено, что среди ваших педагогов появится Владимир Потанин?
– При всём моем гигантском уважении к Потанину, мы понимаем, что Потанин может научить только другого Потанина. А нам нужно научить человека, который на своей должности решает текущие управленческие задачи: мотивирует персонал, открывает удалённые офисы, внедряет автоматизированные системы. Там люди его уровня, но уже прошедшие его путь.
– Антон, вы как-то сказали, что сегодня к власти в стране пришли маркетологи…
– …и похоже, что руководители страны пребывают в счастливом неведении (улыбается). Сегодня все хотят быстренько тебе что-то впарить и сделать ноги. И им не важно – качество товара, репутация, доверие людей… Сплошные «перепродавцы», а «производителей» в широком смысле почти не осталось – уходящая натура. В основу своей работы, как раньше, закладывают прежде всего «производибильность», а не только «продавабильность» своего продукта. Иначе так можно не заметить, как и Родину продашь, и маму с папой…