ЕГЭ должен проводить НКВД
27 июня 2012, 15:46 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Образование не само упало – его уронили
- В этом году в Волгоградской области нет стобалльников ЕГЭ по математике. Это значит, что у нас нет ни одного потенциального Лобачевского? Или, учитывая критику ЕГЭ, это ничего не значит?
- Это значит, что резко упало качество школьного образования. Причём, не само упало - его уронили. Обязательный набор знаний, который нужно выдать школьнику по математике, с каждым годом сокращается. Большинство школьных учителей математики говорит: «Дети, решаем задачу по образцу. Вот это надо сюда подставить, это сюда и полученное проверить вот так». Это уже не математическая задача, это - задача чисто техническая: подставить, сосчитать на калькуляторе и иногда проверить. Соображать здесь не только не нужно, но даже вредно. Математическая задача учит логике, учит размышлять, думать. А думать с каждым годом учат всё меньше и меньше. И даже по моим ученикам – тем, кто приходит ко мне на занятия, а это одарённые ребята, я вижу, что уровень упал. И продолжает падать.
- Но с другой стороны, если в 80-е годы у нас в стране было 25% населения с высшим образование, то сейчас эта цифра переваливает за 50 %.
- Я отслеживаю уровень абитуриентов МГУ и МФТИ. Научный и образовательный уровень студентов там падает катастрофически: люди, которых раньше бы не подпустили туда на расстояние поражения ракетой «Тополь», сейчас поступают и учатся. Абитуриентов с высоким уровнем подготовки чрезвычайно мало, их просто не хватает на эти и тому подобные вузы. Ещё лет пять назад в нашей области результат больше 90 баллов ЕГЭ по математике показывали 50-60 выпускников. А сегодня – их единицы. Если школьник еле-еле дотягивает до 60 –ти, уже хорошо.
Как нам реорганизовать ЕГЭ
- Получается, что ЕГЭ, который нещадно ругают, всё-таки отражает уровень знаний?
- Как ни странно, в некоторой степени, да. В большей мере, конечно, ЕГЭ отражает умение мыслить шаблонно, тупо, не отступать от примитивных школьных, так называемых, правил, и т.п. Умение мыслить творчески, нестандартно ЕГЭ отражает в минимальной степени, там, где речь идёт о задачах «группы С». Но помните, Черчилль сказал, что нет ничего хуже демократии, но лучше неё ничего пока не придумали. То же самое относится и к ЕГЭ. Сейчас он больше полезен, нежели вреден, и сегодня отменять его нельзя. Во-первых, тогда, очень высокая на сей день коррупция в вузах, будет вообще зашкаливать за все неразумные рамки. Там и так всё неспокойно, а без ЕГЭ станет хуже. За взятки и за блат будут принимать все 100% школьников.
- Расставим все точки над ё: вы - сторонник ЕГЭ?
- Самой идеи – да. Другой вопрос, как это должно работать. Я – сторонник того, чтобы ответственной за проведение ЕГЭ и за дальнейшее зачисление в вузы была некоторая организация, достаточно закрытая и с жёсткими внутренними порядками, и чтобы эта организация не имела никакого отношения к образовательной системе. Эту организацию можно условно назвать «НКВД», или ещё как угодно. Во всяком случае, преподаватели вузов должны заниматься проверкой работ только под жесточайшим контролем этой самой организации, а преподавателей школ вообще допускать к ЕГЭ нельзя ни под каким видом. ЕГЭ – это государственный экзамен, и его должно проводить государство в лице тех людей, которые работают на государство.
- Но ведь чиновник – государственный человек.
- Чиновник, тем более наш малограмотный чиновник, работающий в образовательной системе, не работает на государство, он работает на себя, на взятку. Однако даже все хорошие намерения и хорошие построения для проведения экзамена обратятся в нуль, если на других концах цепочки, то есть в вузах, будет сверхвысокий уровень коррупции. И тогда кто бы ни проводил экзамен - все хорошие намерения окажутся лишь имитацией таких намерений. А ещё надо, чтобы данные максимально шифровались, и проверяющие, которые получали бы листы из рук «людей НКВД», не могли и догадаться, чьи работы они проверяют. Это, повторю, при отсутствии коррумпированности в самой «НКВД».
Как стать и умным, и богатым одновременно
- Так повелось, что у нас «умный» - не синоним «богатого».
- Умный становится богатым не сразу. Потом. К этому нужно идти. У меня есть много примеров, когда мои лучшие ученики становились богатыми. Правда, в нашей стране они преуспели в основном в сфере банковского дела и финансов. Кстати, Карл Маркс был выдающимся математиком. Если бы не работа над «Капиталом», и иные заботы политэкономического и политического характера, он бы мог проявиться, как крупнейший математик своего времени. Вот у тех учеников, которые рвутся разбогатеть быстро, это почти никогда не получается. Они что-то урывают, а потом удержать не могут. А те умные, кто идёт поступательно и много работает – те добиваются стабильно высокого положения, и имеют интересную, творческую работу.
- В Волгограде это ещё не распространено, а вот в Москве становится модным домашнее образование. Наверное, вы по роду деятельности, тоже его поддерживаете?
-Нет, ни в коем случае. Домашнее образование может научить человека только формальным вещам. Хорошее образование включает в себя общение, социализацию. Студенту, вообще учащемуся нужно регулярное общение с носителями знаний - это во-первых. Нужно общение с себе подобными, чтобы себя проверять, сравнивать, - это во-вторых. Вот дворяне русские – тому пример. На первых порах они получали домашнее образование. Но потом обязательно шли в лицеи, гимназии, университеты. Домашнее образование годится на ранних стадиях, лет до десяти. В этом есть, видимо, какая-то психологическая загадка. Если ученик сидит отдельно и роется в книгах, как червяк, он достигает определенных вершин знаний. Но рано или поздно, срывается. И срывы эти страшны для личности, реальные примеры мне известны.
- Вот вы говорите о важности социализации. Но ведь великие учёные работали в одиночку.
- Гениальные вещи в науке индивидуальны. Ньютон говорил: «Если я видел дальше других, то потому что стоял на плечах гигантов». Но и Ньютон, и Эйнштейн, и Архимед были одиночками. То, что они сделали, невозможно было сделать коллективно. Передовые идеи рождаются в одиночку. Но разрабатываются, раскручиваются, доводятся до ума только коллективно.
Смена уехала
- Самые продвинутые выпускники стремятся получить хорошие знания, чтобы уехать. Это, к сожалению, тенденция.
- Я пытался сосчитать, сколько моих учеников сейчас работает за рубежом и сбился со счета. Более сотни уже получается. И те школьники, которые приходят ко мне сегодня, часто сразу задают вопрос: куда пойти учиться, чтобы можно было навсегда уехать из России. По разным оценкам, каждый год от 20 до 80 тысяч высокообразованных молодых людей уезжают из России навсегда для работы и для жизни. Девушки, которые бегут за границу замуж, не считаются. И я, когда приезжаю в иные страны, и общаюсь со своими бывшими учениками, вижу всю нашу безнадёгу. Во многих лабораториях, институтах целые этажи русских физиков, математиков. Самая крупная диаспора на работах со знаменитым адронным коллайдером в Щвейцарии – около 600 человек – русские, и далеко не все из них вернутся в Россию для работы, а лишь только, чтобы собрать вещи и уехать навсегда. Вот сейчас Путин дал команду: разработать новый стратегический бомбардировщик. А кто его будет делать? Гениальных стариков уже нет. А смена, которая могла бы придти и сделать, уехала, и работает в Боинге, в Аэробусе... Для того, чтобы сделать такой самолётик, нужно, не считая новой чисто производственной огромной инфраструктуры, по меньшей мере, тысяч 20 - 30 инженеров и учёных с высочайшими знаниями и способностями.
- Ну, вот пытаются же что-то реформировать, изменить?
- Образовательная система – это зеркало общества. Каково общество, таково и его отражение в зеркале. И наоборот, каково зеркало, таков оригинал. И поэтому реформировать образование, так же как МВД и любую другую структуру, не меняя ничего в обществе, не получится. Поменяете зеркало, но отражение от этого не измениться. Образовательная система строится под нужды и запросы власти, государства. А нашему государству сегодня образованные люди не нужны, ему нужны послушные и тупые исполнители. Я - по многочисленным причинам принципиальный и последовательный противник сталинизма как идеи и как метода, но давайте вспомним: образование отца народов состояло всего лишь из двух классов церковноприходской школы. Однако он понимал, что один человек бомбардировщик, атомный реактор, атомную бомбу, ракету и т.п. не сделает: обществу нужен слой высокообразованных людей. Парадокс: самая нищая и самая запуганная страна в Европе имела самую эффективную образовательную систему в мире, и результат был виден и очевиден. Сейчас остатки этого слоя высокообразованных людей системно уничтожаются государством, и сторонники сталинизма и Сталина аргументируют свои позиции примерно так: Сталин принял страну с деревянной сохой, а оставил с ядерным оружием. Возразить им по существу этой мысли невозможно. Разве что можно сказать в виде добавления, что наши нынешние руководители приняли страну с ядерным оружием, но всё идёт к тому, что оставят они её с деревянной сохой.
Беседовала Наталья СПЕКТОРОВА
аргумент Тынянкина
- Страшная тенденция – в школу целенаправленно, последовательно протаскивается религия. Это - одна из форм оболванивания населения, один из способов подготовить послушных тупиц-исполнителей. Под видом истории православной культуры протаскивается религия, вера, и предмет сей вводится уже с 4 класса. А физика только с 6-го. Бог – с 4-го, а физика – с 6-го. Верить-то проще, чем знать.